Тимофей Алексеевич Васильев (1783—1838) .Вид Большого Царскосельского дворца.
Интерьеры Екатеринского дворца несут на себе печать разных стилей и вкусов, так-как, многие монархи меняли что-то под себя.
Дворец был заложен в 1717 году, ещё в период правления Петра I. Его супруга, будущая российская императрица Екатерина I, повелела возвести для себя царскую летнюю резиденцию невдалеке от Петербурга, но в живописных местах. Выстроенный дворец был назван по имени своей владелицы.
Жан-Марк Наттье(1685-1766).Портрет Екатерины I(1684-1727).1717.Эрмитаж
Сразу же после закладки в 1717 году, началось строительство дворца. Им руководил немецкий архитектор Иоганн-Фридрих Браунштейн. По окончании возведения летней резиденции императрицы Екатерины I в августе 1724 года — в ней устроили торжество, на котором присутствовал император Пётр I и "палили из 13 пушек трижды".
Первый дворец представлял собой небольшое двухэтажное сооружение "на 16 светлиц". Здание было типичным для русской архитектуры начала XVIII века, выполненное в голландском стиле. Сразу же дворец обрёл название "каменные палаты Екатерины I"
Луис Токке (1696-1772).Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
1756.Государственная Третьяковская галерея, Москва
В период правления императрицы Елизаветы Петровны дворец решили расширить и благоустроить. Реконструкция дворца началась в 1743 году и длилась 13 лет, в ходе которой архитекторы сменяли один другого. Государыня поручила это дело русскому архитектору Михаилу Земцову.
Однако смерть зодчего помешала осуществлению замыслов царицы. После Земцова работы в Царском Селе вели Андрей Квасов и его помощник Джузеппе Трезини. Но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор Савва Чевакинский, осуществлявший надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.
Лукас Конрад Пфандцельт (1716-1786).Бартоломео Франческо Растрелли
В 1748 году Франческо Растрелли занял должность главного архитектора Царского Села. Императрица поручила Растрелли перестроить дворец. С конца 1748 по 1756 год строительство Царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли.
После произведённой грандиозной перестройки, появился современный дворец, выполненный в стиле русского барокко, сейчас его называют елизаветинским барокко. Архитектор позволил использовать достаточно дерзкие для России того времени цветовые решения, активно используя небесный голубой в сочетании с белым и золотым. Широкая лазоревая лента фасада с белоснежными колоннами и золочёным орнаментом выглядела празднично.
Дворец перестраивался шесть раз. Елизавета Петровна на дворец денег не жалела. Екатерина II (еще до вступления на престол), не без ехидства сравнивала эти перестройки, затеваемые свекровью, с работой Пенелопы, которая, чтобы отодвинуть объяснение с женихами, ночью распускала то, что соткала днем.
оганн-Баптист Лампи(1751-1830).Портрет Екатерины II.1794.Эрмитаж
В период своего царствования Екатерина Великая постоянно перестраивала дворец на новый лад и свой вкус, тем самым она создавала в нём больше удобств и уюта для жизни, и делала царскую резиденцию более скромной. Архитектор Чарльз Камерон создал новые интерьеры дворца, так появились Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня.
Залы Екатерининского дворца. Здесь было все просто. Без тайных переходов и потайных комнат. Почти все комнаты смежные. Охрана всегда знала где именно находится император или императрица или кто-то из гостей.
Прежде всего попадаем на Парадную лестницу, украшенную скульптурой «Просыпающийся амур» 1860 года.
Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.
Лепной декор стен и обрамляющие дверные проёмы кариатиды были восстановлены по обнаруженным деталям и довоенным изображениям
Большой зал, или Светлая галерея, как его называли в XVIII веке, — самое большое парадное помещение дворца, созданное по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах. Этот нарядный зал площадью более 800 квадратных метров предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов, балов и маскарадов.
Светлая галерея Екатерининского дворца
Зал в ширину составляет 17 метров и в длину 47.5 метров.
Зал имеет окна с обоих сторон и размещенные в простенках зеркала увеличивают количество света. К тому же стена кажется нематериальной и позолота словно висит в воздухе. Этот удивительный эффект завораживает, ощущение легкости конструкций, отсутствия стен и игра свечей в удаляющихся отражениях зеркал делают зал совершенно волшебным местом.
Главными средствами декоративного оформления интерьера у Растрелли послужили зеркала в пышных резных рамах, росписи и резьба с позолотой.
Резные из дерева и вызолоченные кариатиды, аллегорическая скульптура, фигуры амуров, картуши, гирлянды цветов, между которыми можно найти вензели Екатерины Второй, при которой было закончено строительство, прихотливые сплетения рокайльного орнамента, подсвечники, живописные плафоны, паркетные полы с инкрустацией - все это создавало феерическое впечатление богатства и красоты в понимании того времени.
Антикамера (для ожидания и приема гостей)
Гости, приезжавшие в Царское Село в XVIII веке, первым делом попадали в антикамеры (итал. anticamera — передняя, прихожая), расположенные у Парадной лестницы в южном крыле здания. Свое название эти помещения получили потому, что находились перед Большим залом и предназначались для ожидания приемов и выхода императрицы.
Изразцы печи.
Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.
Вторая антикамера
В результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.
«Первая Антикамера».Плафон «Триумф Бахуса и Ариадны»
«Третья Антикамера»
Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.
Арабесковый зал в Екатерининском дворце. Около 1850 года.Э.Гау.
Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты.На столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых "Орденских сервизов", декорированные знаками и лентами российских орденов, изготовленные в 1777–1785 годах на первом в России частном фарфоровом заводе Ф. Гарднера.
Здесь во время высочайшего присутствия в Большом дворце размещался караул кавалергардов. Иногда в Кавалерской происходили «представления» и парадные приемы высших офицеров гвардейских полков, для кавалеров Российских орденов — Андреевского, Георгиевского, Владимирского и Св. Александра Невского, что и дало название комнате.
Белая Парадная столовая.
Миновав Парадную лестницу, мы попадаем в Белую Парадную столовую, которая некогда предназначалась для торжественных обедов и «вечерних кушаний» императрицы в узком кругу приближенных.
Малиновая и Зеленая Столбовые.
Оформляя залы Большого Царскосельского дворца, Ф.-Б. Растрелли стремился к максимальному разнообразию архитектурно-декоративного решения его интерьеров. В отделке двух расположенных одна за другой Малиновой и Зеленой Столбовых зодчий применил оригинальные для того времени материалы: затянутые белым штофом стены он украсил прозрачными стеклянными пилястрами — «столбами», с подложенной под стекло малиновой и зеленой фольгой, которые и дали название комнатам.
1770. Каминные часы" Клио и Урания". Франция. Париж. Мастер Этьен Мартенкур.
Парадные обеды и «вечерние кушанья» занимали значительное место в быту двора XVIII века. Продолжавшиеся по пять — шесть часов подряд, они обычно устраивались в самых разных дворцовых интерьерах. Столы заставлялись огромными серебряными вазами, пирамидами из кондитерских изделий, украшениями из фарфора и сахара, привозившегося тогда из далеких стран.
Зеленая Столбовая при Екатерине II служила буфетной, в которой хранились столовое серебро и фарфор
Зеленая столовая
Малиновая столовая
Украшение различных предметов фигурами «туземцев» было модой на экзотику, родившуюся в эпоху Великих географических открытий. Изображения темнокожих людей, получившие название «bon sauvage» (франц. -благородный дикарь), нашли широкий отклик не только в изобразительном искусстве, но и в мебельных предметах.
На рубеже XVII и XVIII веков венецианец Андреа Брустолоне (1662—1732), включив в декор мебели человеческие фигуры в полный рост, по существу, создал мебель-скульптуру. Брустолоне — больше скульптор, чем столяр — довел традицию «bon sauvage» до логического завершения; в своей мебели он сознательно использовал контраст двух пород древесины: черного дерева для фигур и бука — для остальных элементов.
В Портретном зале Екатерининского дворца, декорированном по проекту Растрелли и сохранявшем первоначальное убранство на протяжении двух столетий, издавна демонстрировались парадные изображения царственных особ. Полностью разрушенный во время войны, интерьер воссоздавался по фотографиям и сохранившимся фрагментам отделки.
Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.
Основная часть царскосельской коллекции живописи, представленная в зале, была приобретена по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745-1746 годах в Праге и Гамбурге художником Г.-Х. Гроотом.
Луиджи Премацци - Картинный зал Акварель, 1870
К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.
Китайская гостиная Александра Первого
Китайская гостиная Александра I.
Созданная по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах Китайская гостиная Александра I относилась к личным императорским покоям. Ее интерьер выделялся среди комнат Золотой анфилады дворца шелковой обивкой стен с росписью акварельными красками в китайской манере. В остальном отделка следовала общему стилю парадных залов: живописный плафон, резные золоченые десюдепорты по моделям скульптора И.-Ф. Дункера, зеркала между окон, печи из «гамбургских» изразцов и наборный паркет.
Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.
Многие интерьеры были созданы гением молодого на тот момент никому еще неизвестного шотландца Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги. Все эти помещения были личным пространством Екатерины Великой.С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.
Самой большой и нарядной комнатой в апартаментах, созданных Ч. Камероном в 1779–1783 годах, является Парадная Голубая гостиная. Ее парадное назначение подчеркивает богатый и разнообразный декор: стены затянуты шелком с голубыми цветами на белом фоне и завершены золоченым фризом из чередующихся ваз и овальных живописных медальонов; парные камины из каррарского мрамора украшают барельефы и кариатиды; на западной стене между окнами установлены большие зеркала в резных золоченых рамах, завершенные медальонами, и позолоченные консоли. Филенки дверей расписаны мотивами из античных гротесков.
В мастерской Г. Шталмеера был изготовлен наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием розового дерева и палисандра.
Из Парадной Голубой гостиной можно пройти в Китайскую Голубую гостиную, название которой связано с тем, что ее стены в течение полутора веков были затянуты голубым китайским шелком, украшенным пейзажами и жанровыми сценками.
Китайская голубая гостиная.
Предхорная — последняя комната Парадной анфилады Большого Царскосельского дворца — получила свое название благодаря соседству с хорами Дворцовой церкви.
Придворная Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце
Оформленная в начале 1770-х годов В. И. Нееловым комната с двумя окнами, двумя дверными проемами и альковной нишей служила опочивальней великой княгини Натальи Алексеевны.
Зубовский флигель Екатерининского дворца
Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах.
Комплект мебели элементы из Карельского кабинета императрицы Марии Федоровны (кресла, бюро, зеркало в раме). Проектирование, Василия Стасова. 1824-1825 . Россия, Санкт-Петербург. Мастерская А. И. Тура. Сосна (основа), Тополь (отделка); ткань; облицовки, резьба по дереву. Бюро с переделки начала 1900-х годов. (фабрика Ф. Мельцера)
Екатерининский дворец в Пушкине (Царском Селе) ослепляет своей пышностью и великолепием. Его лазоревые фасады протянулись на 300 метров, северный корпус увенчан пятью золочеными куполами Дворцовой церкви.
Сегодня трудно себе представить, что когда эта территория в 24 километрах от строящегося Санкт-Петербурга была подарена в 1710 году Екатерине Алексеевне (будущей императрице Екатерине I), здесь находилась лишь небольшая деревянная усадьба.Во дворце было лишь 16 комнат. В настоящее время во дворце более 1000 залов и 117 различных лестниц. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.
Все сведения из интернета
Дворец великолепен. Попав в него, ты попадаешь в реальную сказку. Низкий поклон людям, которые его восстановили и реставрировали, а также тем. кто ежедневно за ним ухаживает. Эту красот стоит каждом посмотреть.
Это была мечта попасть в Питер. Спасибо вам. Когда то в детстве собирали открытки с музеями. Многие переходили по наследству от бабушек. Этот дворец очень нравился, но к сожалению фото было черно-белое. Очень интересная экскурсия. Спасибо за размещённый материал.
Долго мечтала попасть в Питер.И вот в прошлом году мечта осуществилась. Видела все это великолепие. Но почему то на фото лучше. Увидела современную грязь в углах, провода.Толпы китайцев....И так все быстро как будто сон был, а здесь все хорошо можно рассмотреть!
Комментарии 32