# Введение
“Крошка сын пришел к отцу и спросила кроха:
- Что такое хорошо? И что такое плохо?”
Одна из главных проблем раздирающих наше общество на части, возможно даже самая основная - это кардинально различающиеся системы наших ценностей. Наши очень разные, порой, диаметрально противоположные системы координат.
Иногда возникает ощущение, что они лежат в параллельных плоскостях, которые никогда не пересекаются…
Я о понятиях добра и зла.
Вообще, этот вопрос не просто не нов. Он, вообще, стар как мир.
Вопрос что есть добро и что есть зло - один из основополагающих субъектов философии и религии, краеугольный камень формирования общественных отношений.
Вопрос, не позволяющий нам спокойно заснуть, и побуждающий нас проводить бесконечные часы напролет в чатах телеграмма и прочих социальных сетей в страстных спорах что же все-таки лучше для страны, для народа, для “демократии”, “мира”, “справедливости”, “равенства”…
Что лучше для человечества…
Как мы знаем что хорошо, а что плохо?
Кто это решает?
У кого в кармане лежит лицензия на истину в последней инстанции?
Кто имеет моральное право сказать мне: это - морально, а вон то - аморально?
Необходимо ли, несмотря ни на что, продолжать видеть в террористах “образ и подобие”? Должно ли мы так ревностно отстаивать их человеческие права?
Должны ли мы делать это даже ценой морального духа собственной армии в разгар боевых действий?
Даже ценой репутации страны и ее безопасности?
Как вообще определить приемлемую цену на компромисс?
Кто несет ответственность за гибель мирного населения, используемого террористами в качестве живого щита? И кто имеет право с нас за это спрашивать? И как, в принципе, определяется “мирность” населения? По ношению формы? Оружия? По количеству ненависти в сердце и готовности тебя убивать? И если да, то какой мензуркой можно это количество измерить?
Действительно ли нежелание харедим служить в армии настолько асоциально? И на каком основании кто-то ставит акцент именно на харедим?..
Морально ли заключать сделку, предлагающую освобождение части заложников и предполагающую что для остальной части эта надежда будет потеряна навсегда?
Сколько террористов допустимо освободить за каждого из захваченных граждан?
Опять вопрос цены…
Думаю, вы согласитесь со мной в том, что эти, и еще множество других вопросов, на которые у нас имеются столь различные ответы, столь противоречивые воззрения, коренятся в своей основе в том самом аспекте понимания добра и зла о котором, собственно, здесь и идет речь…
Да, мы знаем примерно, в довольно общих чертах, у кого откуда ноги растут.
Мы знаем что т.н. “правые взгляды” на территориальность, социальные отношения, экономику, внешнюю и внутреннюю политики в целом имеют своей основой еврейскую традицию Торы, иудаизм.
В то время как корни “левого понимания” тех же вещей лежат в идеологиях неомарксизма, социализма и разных прочих *-измов…
Но откуда сами эти “корни” берут понятия добра и зла?
Где они начинатся, как они определяются и как мы можем их различить?…
Заложены ли они в Мироздании, или мы их произвольно находим для себя, как отвечающие нашим актуальным социальным запросам?
Есть идеи?
Часть 1.
Ты помнишь как всё начиналось?
Всё было впервые и вновь…
Вообще-то, если придерживаться хронологии, то нет, всё начиналось не с лодок.
И вера, и надежда, и любовь стали возможны в мире уже только после возникновения добра и зла.
Или, правильнее будет сказать, их разделения. Случившегося в тот самый момент, когда Адам и Хава вкусили от дерева познания добра и зла…
Раньше мы знали что правильно а что нет…
2000 лет в галуте у нас был моральный центр. Точка отсчета.
Мы выкупали своих пленных всей общиной. Но мы также знали, что нельзя платить непомерную цену, потому что тогда пленных будет все больше и больше. Мы знали, что не имея сил и власти, все что мы можем - это откупиться. Что нельзя поощрять аппетит у зла…
Мы знали что мы есть друг у друга, и это все что у нас есть на самом деле.
У нас в любое время могли отобрать насиженное гнездышко. Все нажитое непосильным трудом было в наших руках всегда лишь временно… Все что мы имели “с гарантией” - это надежда. И вера. Что где-то там нас ждет обещанная нам Владыкой Мира Земля, в которой мы будем хозяевами, будем сами себя защищать. И никто уже не сможет прийти и отобрать у нас то, что принадлежит нам по праву. И уж тем более отнять нашу Землю. Обещанную и возвращенную, согласно обещанию…
Как случилось, что вот мы, ожидая и веря два тысячелетия, вернулись, наконец, на свою землю, отстроили ее и оживили, и тут, вдруг, мы напрочь забыли ее ценность, и теперь готовы раздавать ее направо и налево, только чтобы задобрить бандитов, посягающих на наши жизни, на честь наших дочерей, вообще на все что у нас есть…
Осев на своей земле мы стали забывать о том что мы есть друг у друга, что мы - народ Израиля. Мы забываем свою традицию, свою культуру, свою веру и теперь хотим быть как те, кем мы не являемся… Все как в предречениях главы “Ки Таво” - “Когда придешь ты (в Землю Обетованную и отвернешься от Торы Моей)”: “И побежите вы в панике, даже когда никто за вами не гонится”…
Мы готовы платить несоразмерную цену за плененных собратьев, не задумываясь о растущем аппетите их пленителей…
Как случилось, что мы потеряли свой моральный центр, и теперь, научившись, наконец, снова говорить на своем языке, мы говорим и не понимаем друг друга? Как чужеземцы, с абсолютно различным представлением о мироздании и миропорядке…
Мы вышли из галута, только чтобы обнаружить галут в себе, куда более настоящий и страшный.
Каковы шансы двум разным людям, каждый из которых имеет свои субъективные представления о жизни, свои ценности, свои приоритеты, найти общий язык?
Найти путь к совместному существованию, не отвоевывая друг у друга место под солнцем, как нас призывают к тому наши животные инстинкты, а увидеть в мире не просто его изобилие, где у каждого есть место под солнцем и ни у кого ни в чем нет недостатка… но увидеть в нем и собственное человеческое начало, то самое, которое является основой человеческой общины - человеческой общности. Где каждый ее член - часть чего-то большего, чего-то красивого, сильного и обладающего огромной созидательной мощью…
На самом деле, этот вопрос уже содержит в себе ответ.
Для того чтобы объединить разности, необходим общий знаменатель.
И этот общий знаменатель не может быть у одного в большей мере, чем он есть у другого.
Иными словами он не может быть производным от человеческого разумения вещей.
Разность наших суждений и представлений о мире, наша субъективность делают такой общий и единый для всех знаменатель невозможным.
Когда наши интересы пересекаются, и когда война нам менее выгодна, нежели мирные отношения, мы готовы платить за мир приемлемую цену. Разумеется, не превышающую цену войны.
И тогда мы идем на компромисс.
Компромисс - это вынужденная уступка.
Когда мы отказываемся от чего-то малого, чтобы не потерять еще больше.
Однако мы никогда не делаем это по своей воле. По своему выбору - да. Но не по своей воле.
Мы идем на компромисс вынуждено, потому что встретили на своем пути противодействующую нашей силу другого индивидуума. Или сообщества.
Поэтому баланс, построенный на компромиссе, как правило, довольно зыбок.
Ведь условия в мире меняются, и цена компромисса меняется вместе с ними.
Вот почему в конечном итоге вся история человечества - это история притеснений, насилия, войн, погромов…
Единственно возможный общий знаменатель, который никогда не подвержен изменениям под воздействием внешних факторов, не подвержен инфляции, не подвержен апелляции не может быть “договорным”, условно определенным человечеством.
Он просто обязан быть иной природы. Надчеловеческой. Таким, который смогут принять все стороны, без того чтобы ощущать себя несправедливо обделенными и “безответно” уступившими то, что, как им кажется, положено им по праву.
Так же как мы не можем оспорить или, скажем, обжаловать силу тяготения, но можем лишь принимать ее как данность, как Закон Природы, которая нам ничего не должна, и которой нет дела до нашего мнения, точно также мы не можем оспорить или обжаловать любой из законов Мироздания. Или Создателя этого Мироздания.
Вы скажете, что ведь для значительной части современного общества все эти “религиозные понятия” ни о чем не говорят и не являются авторитетными…
Что ж, позвольте с вами не согласиться…
Давайте попробуем взглянуть чуть пошире.
Что в сегодняшней культуре принимается как аксиома, не подвергается суждению и никогда не оспаривается? Более того!..
Перед чем сегодня так пресмыкается “прогрессивное” человечество? Что оно сегодня с такой “заботливостью” так стремиться задобрить? Чему оно изо всех сил пытается угодить? Что не подвергает своему пристрастному суду?…
Нашли ответ?
Если нет, спросите у англичан.
Ислам!
Который, будучи религией, конечно не несет в себе ничего рационального, логичного и “научно обоснованного”… И тем не менее, весь современный супер-рациональный мир отнюдь не пытается подвергнуть устои и воззрения Ислама рациональному осмыслению… Мир принимает его как данность. Как Закон Природы. Относясь к нему с гипертрофированным уважением и пиететом. Не допуская и в мыслях, что мировоззрение Ислама можно хотя бы попытаться оспорить.
Почему?
По-моему, очень хороший и правильный вопрос?
Есть мнения на этот счет?..
Лично мне кажется, что мы подсознательно наделяем надрациональной важностью ценности, ради которых другие люди готовы идти на жертвы… Как это демонстрирует сегодня всему человечеству мусульманский мир. Демонстрирует то, что по замыслу должны бы демонстрировать мы…
Вот почему мусульмане считают что у них есть права на этот мир вообще, и на Эрец Исраэль в частности. И даже право на Ирушалаим и на Храмовую Гору…
И вот почему весь мир воспринимает эти их претензии, на самом деле лишенные основания даже в рамках теологии самого Ислама, как реальные и неоспоримо весомые.
Мусульмане, как, впрочем, и остальное человечество не видят в нас народ, выполняющий свое высокое предназначение - научить человечество Знанию о Добре и Зле, данному нам Создателем; показать людям как двуногое животное, наделенное от природы разумом, может стать Человеком.
Разве не для этого Адам с Хавой заварили всю эту кашу с Деревом Познания?…
Как, не соврав, пообещал Змей: “И будете вы, подобно Вс-сильным, различающими между Добром и Злом”…
Ты помнишь, как все начиналось?…
(продолжение следует…)
__
cognitive_repairing
https://scontent.ftlv19-1.fna.fbcdn.net/v/t39.30808-6/463975186_10221995653240121_631692271578668708_n.jpg?_nc_cat=104&ccb=1-7&_nc_sid=127cfc&_nc_ohc=HX0s64ZDiB0Q7kNvgGInIdK&_nc_zt=23&_nc_ht=scontent.ftlv19-1.fna&_nc_gid=AAtD6MAmPWknQW6_-7ql1ZS&oh=00_AYDUPK9wqGq8tN_UvfhWYAAhQ-a3OT-xQ2mGCvdNkgJJGw&oe=67217CB9 ) евро "для народа Ливана".
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев