Кино и жизнь
Интервью одному из журналов уехавшего из России кинокритика Антона Долина, ошельмованного властями кличкой «иноагент», почитать стоит.
Хотя, на наш взгляд, вопросы не уехавшего Константина Шавловского, редактора раздела кино еженедельника «КоммерсантЪ-Weekend», интереснее ответов Долина.
Трудно судить о книге Антона Долина «Плохие русские. Кино от «Брата» до «Слова пацана», которую не читали, и обсуждать, насколько справедливы или нет выводы автора о влиянии российского и советского кино и его героев на то, к чему пришла сегодняшняя Россия. Главное же ощущение от интервью - Долин кричит от «бессилия своего бесстрашия».
Он, кстати, сам это признает:
«Одно из самых жутких чувств, которые мы все испытываем после 24 февраля, где бы мы ни находились, - это чувство бессилия. Из него рождаются безнадежные героические действия: допустим, поменять ценники в магазине и сесть за это в тюрьму. Ты ничего не изменишь этими ценниками, но тем, что сядешь за это в тюрьму, может быть, сделаешь эти ценники виднее.
И это будет твое маленькое участие, абсурдистское, ужасное, жестокое по отношению к тебе самому, но все-таки участие, которое лучше, чем безучастие, молчание и неподвижность. Может быть, подобным нелепым действием стоит признать и мою книгу».
Хотя, если честно, отправиться за антивоенные ценники
в колонию на 7 лет, как Саша Скочиленко, все же не то же самое, что написать самую что ни на есть разоблачительную книгу из безопасного далека.
Но уже очевидно, что спор о «хороших и плохих» русских» относительно и безотносительно кино, литературы и т.п. на годы войдет в число вечных русских вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?»
И кстати, о кино. За кадром остался вопрос о тех, кто «Бумера» с «Братом-2» не смотрел тогда, когда основы путинизма только закладывались, и сейчас не смотрит ни
«Слово пацана» про лихие «80-е», ни «Чебурашку» с прочими «умиротворяющими» и обезболивающими», в терминологии Долина, поделками, которым забит нынешний российский кино- и телеэкран.
Ощущение боли от того, что творится в стране и со страной, доступно не только тем, кто ее покинул.
Не все готовы протестовать открыто, не все, как иранский режиссер
Джафар Панахи, о котором упомянул Шавловский, могут, несмотря на тюрьмы и запреты продолжать снимать (находясь в стране!) оппозиционное кино. Но перемены, как показывает история, возможны только там, где протест копится, зреет, в том числе, а, может, и в первую очередь, интеллектуально и морально, изнутри.
Не стоит переоценивать киношные образы, вроде в одиночку свалившего царскую Россию Ленина на броневичке. И уж тем более демонического Парвуса, которого сделали героем нескольких сериалов в юбилейном 2017 году. Да и Советский Союз рухнул вовсе не от того, что Коль с Рейганом и Бушем-старшим обманули тщеславного и наивного Горбачева,
как показывают в современных сериалах про единственных настоящих патриотов - чекистов. Кино бывает отражением жизни, но самой жизнью - никогда.
На фото: Антон Долин
Комментарии 14