ТАСС может не заявлять
В СССР, как сейчас бы сказали, «умели делать пропаганду». Поэтому 40 лет назад, 30 июля 1984 года, спустя 2 дня после начала XXIII Олимпийских игр в Лос-Анджелесе, которые бойкотировали СССР и почти весь соцлагерь, по телевизору запустили шпионский детектив «ТАСС уполномочен заявить». Дата и время выпуска 10-серийного сериала по роману Юлиана Семенова были согласованы с руководством страны.
И в бедное (в том числе на зрелища) время этот трюк сработал: какая там Олимпиада! Как только раздавались тревожные звуки сериальной заставки (композитор Эдуард Артемьев постарался), улицы советских городов вымирали. Совграждане напряженно следили за схваткой КГБ и ЦРУ. Конечно, сомнений, что наши возьмут верх не было с самого начала, но интрига...
Да и все остальное. После «Семнадцати мгновений весны» одного имени Юлиана Семенова хватило бы, чтоб приковать зрителей к экранам. А тут собрали созвездие актеров. «Штирлиц» - Вячеслав Тихонов в качестве генерала контразведки руководил операций по выявлению американского шпиона в Москве. «Адъютант его превосходительства» Юрий Соломин вел операцию в тылу врага, в африканском Луисбурге, напичканном цэрэушникам и их пособниками, чтобы помешать планам США устроить переворота в соседней, дружественной СССР Нагонии.
Но, как и в «17 мгновениях», враги не только не выглядели дураками, а напротив, были умны и даже обаятельны, как заместитель резидента ЦРУ в Луисбурге, на роль которого неожиданно позвали всеобщего любимца «Мимино» - Вахтанга Кикабидзе. Или, как спивающийся, но симпатичный и по-своему честный американский журналист Пол Дик, которого с блеском сыграл Алексей Петренко. Что уж говорить об обольстительной Пилар, для роли которой из Дома Моды Славы Зайцева позвали самую настоящую модель Эльвиру Зубкову.
Если мужчины поутру в курилках на работе обсуждали промахи советских контрразведчиков, то женщины судачили о нарядах коварной Пилар и несчастной Ольги Винтер и пытались копировать хотя бы прически и макияж киногероинь.
Да что там говорить! В те времена, когда идеологическая составляющая фильма (благородные чекисты, борющиеся за счастье трудового народа во всем мире, против злобных цэрэушников, работающих на империалистов, стремящихся ограбить и поработить весь мир) у 90% зрителей не вызывала никаких вопросов, все в нем было увлекательно. И закрученный сюжет, и прекрасная игра актеров, и тот кусочек красивой, несоветской жизни с дорогими отелями, приемами, ресторанами, экзотическими напитками, красивыми машинами, фирменными шмотками, очаровательными «шпиёнками» и т.п.
Наверно, это был последняя картина, которую люди страны Советов смотрели так дружно, испытывая при этом схожие эмоции. Меньше, чем через два года началась перестройка, а с ней выяснилось, что Пол Дик, уверявший, что все русские мыслят одинаково и шагают единым строем, был глубоко не прав. Как только Горбачев объявил эпоху гласности, все единомыслие разом испарилось, и чекисты из героев на годы превратились в изгоев. Пока один из их нижних чинов чудом ни попал в Кремль и ни сделал спецслужбистов правящей кастой.
После чего на экраны вывалилась масса фильмов о доблестных чекистах. Но ни одна из современных поделок и близко не приблизилась по популярности к сериалу 40- летней давности.
Путинская Россия, несмотря на попытку тотального контроля над умами, так и не выработала внятной идеологии. А потому нет и не может быть эффективной пропаганды. Что бы ни был уполномочен заявлять ТАСС.
Комментарии 13
Если человек не измазан сам дерьмом, он никогда не по, чувствует от другого запаха, которого нет.
Он боится всего и вся.. Отсюда и друзья сатрапы - талибы, северокорейцы , Иран.
Трусливое и подлое существо...
На статью!