"Москвуич-400" первая модель.
История завода, с конвейера которого впоследствии сошел «Москвич», началась в 1930 году. Он получил название «Государственный автосборочный завод имени коммунистического интернационала молодежи» (КИМ) и приступил к сборке автомобилей Ford-A и Ford-AA. Ford-A (на фото) — легковой автомобиль среднего класса с открытым четырехдверным кузовом типа фаэтон и трехступенчатой коробкой передач
В 1933 году завод КИМ стал филиалом Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) и здесь начали выпускать автомобили ГАЗ-А (на фото) и ГАЗ-АА. И хотя это были лишь лицензированные копии автомобилей Ford-A и Ford-AA, именно они считаются первыми советскими автомобилями конвейерной сборки
Грузовой ГАЗ-АА — знаменитая «полуторка» — производился также по фордовской лицензии. Но в СССР его серьезно модернизировали: усилили картер сцепления и рулевой механизм, установили воздушный фильтр и 50-сильный мотор ГАЗ-ММ. Бортовой кузов для автомобиля грузоподъемностью 1,5 тонны был полностью разработан советскими специалистами. Интересно, что до 1934 года кабина грузовика изготавливалась из дерева и прессованного картона и только потом была заменена металлической
В феврале 1935 года завод КИМ был выведен из состава Горьковского автозавода и стал самостоятельным предприятием. Тогда же было принято решение, что он будет перепрофилирован на производство малолитражек. С этой целью на заводе была проведена масштабная реконструкция, которая завершилась в рекордные сроки. И уже 25 апреля 1940 года с конвейера сошла первая малолитражка КИМ-10-50. КИМ-10-51 фаэтон (на фото) — одна из модификаций этой модели
В 1947 году бывший завод КИМ назывался уже Московским заводом малолитражных автомобилей (МЗМА) и приступил к выпуску автомобиля «Москвич-400» (на фото). За основу этой модели был выбран Opel Kadett 1938 года. Считается, что именно «Москвич-400» стал первым в СССР доступным автомобилем. Его цена — 9 тыс. руб.— была равна полуторагодовой зарплате советского инженера
За девять лет выпуска с конвейеров завода сошло 247 439 автомобилей марки «Москвич-400» и ее модернизированной версии «Москвич-401». Из них 19 809 штук были проданы за границей
Гоночный «Москвич-404-спорт» с форсированным четырехкарбюраторным двигателем мощностью 60 лошадиных сил был разработан на базе «Москвича-402» в 1954 году. Эта модель неоднократно брала призовые места на чемпионатах СССР
«Москвич-410» выпускался с 1957 по 1961 год. Это первый внедорожник с полным приводом, разработанный на МЗМА специально для сельской местности. Надежный руль от «Победы», дорожный просвет 22 см, рессорная передняя подвеска сделали машину проходимой, выносливой и, как следствие, очень популярной. Но заводу не хватало мощностей, чтобы одновременно справляться с производством экспортных моделей и моделей, востребованных внутри страны. Выбор был сделан в пользу автомобилей, приносящих иностранную валюту, и «Москвич-410» сняли с конвейера
«Москвич-407» — одна из самых успешных моделей завода — выпускался с 1958 по 1963 год. Этот седан мощностью 45 лошадиных сил и объемом двигателя 1,36 л был рассчитан на 72-й бензин, но прекрасно работал и на очень распространенном тогда 66-м бензине. К тому же эта модель постоянно модернизировалась не только в техническом плане, но и в дизайнерском. Благодаря этим преимуществам «Москвич-407» был популярен не только в СССР, но и за его пределами. Он долгое время считался одним из лучших малолитражных автомобилей в мире, и спрос на него был настолько велик, что заводу пришлось сократить мощности, обслуживающие внутренний рынок, и выпускать больше автомобилей на экспорт
«Москвич-А9» — микроавтобус, выпущенный в 1957 году. Это проект, которому так и не суждено было стать серийным. Он получил модернизированный двигатель от «Москвича-407», задний мост от «Москвича-410», имел стальной несущий корпус и четыре двери, задняя из которых была двустворчатой и распахивалась на всю ширину автобуса. Проблема этой модели была в том, что ей не нашлось применения: грузоподъемность (500 кг) и вместимость (до девяти человек) были недостаточными для того, чтобы использовать его как маршрутное такси. Для сельского автомобиля ему не хватало проходимости. К тому же микроавтобус, собранный на основе легкового автомобиля, был слишком дорог в производстве, и от него пришлось отказаться
Несерийному «Москвичу-444» (на фото — его ходовой макет) повезло чуть больше — он стал прототипом «Запорожца». Образец 444-й модели был собран в 1957 году, когда стало понятно, что модели «Москвичей» все дальше уходят от концепции малолитражек и по техническим характеристикам, и по цене. За образец «Москвича-444» взяли Fiat 600, существенно его доработав. Но МЗМА, как обычно, не хватило мощностей для серийного производства новой микролитражки, и тогда для этой цели было решено реконструировать завод «Коммунар» в Запорожье. Так «Москвич-444» стал ЗАЗ-965
«Москвич-408» выпускался с 1965 по 1975 год на нескольких автозаводах СССР. Эта модель пользовалась огромной популярностью: у нее был очень современный по тем временам дизайн, надежный экономичный двигатель, комфортная подвеска. Она успешно конкурировала с зарубежными автомобилями своего класса, превосходя их по многим инженерным параметрам и уступая только в качестве отделки салона. «Москвич-408» долгое время хорошо продавался в Европе
Производственные корпуса завода, 1974 год
В начале 1970-х годов на заводе, который к тому времени стал называться АЗЛК, был разработан новый внедорожник на базе «Москвича-415». Он получил рабочее название «Москвич-2150» и должен был стать конкурентом популярной «Нивы». Этой модификацией заинтересовались военные. Министерство обороны планировало сделать модель армейским автомобилем, однако эта идея не была профинансирована, и «Москвич-2150» так и не стал серийным автомобилем
«Москвич-412» стал самой «долгоиграющей» моделью АЗЛК. Он выпускался с 1967 по 1997 год. Созданный на базе «Москвича-408», он оснащался более мощным двигателем объемом 1,5 л. Это была последняя модель «Москвича», которая могла конкурировать с мировыми производителями на зарубежных рынках. Один из автозаводов в Бельгии даже наладил сборочную линию этой модели для Западной Европы
На фото: торжественный выезд первого автомобиля «Москвич-412» с заводского конвейера
Еще больше новостей — в Telegram-канале «Коммерсантъ».
Комментарии 8