При этом важно понимать
если ты рожден славянином -
славным потомком ариев, это
значит у тебя уже есть твой
предначертанный Путь - Путь
твоих Светлых Предков. А
значит, тебе суждено
следовать своей стезёй - жить
своей, Родной Верой! А вот
уже какая она будет –
решаешь только ты сам.
1. Словянин – это кто?
Название «славяне» в письменных источниках появилось примерно в середине I тысячелетия н.э.
Это название встречается у жившего в V веке историка Прокопия Кесарийского, в византийском военном трактате «Стратегикон» императора Маврикия (VI в.). Оно встречается в трудах скифского автора готского происхождения Иордана (Иорданиса) в работе «О происхождении и деяниях гетов», что славяне проживают «от города Новиетуна и Мурсианского озера до Данастра и на север до Висклы; а вместо городов имеют болота и леса».
Славянин - (склавенос) греческое написание σκλαβηνός образующее немецкое sklave, итальянское schiavo, французское esclave и английское slave в праславянском языке это слово писалось как slověninъ (словенин) или slověne (словене), в «Повести временных лет» - как словѣне.
Автор Иоакимовской летописи из Новгорода – монах Нестор - прямо говорил, что именование сего племени пошло от имени князя, правившего им. По его утверждению, в древности жили два князя – братья, старшего звали Славен, а младшего Скиф. Князья эти всю жизнь вели войны, покорили множество земель на Черноморском побережье и на реке Дунай. От старшего брата и пошло название славян.
Установлено, что в VI веке восточные славяне насчитывали около двухсот племен: кривичи, вятичи, поляне, древляне, тиверцы, уличи, русь и так далее. Племя, проживающее в Новгороде, так и назвалось — словене.
2. Язычество-это что?
У восточных славян была своя система верований, свои боги, свои обычаи, порядки и правила проведения молебнов и обрядов.
В этом были представления восточных славян об устройстве мира, мировоззрение, что вошло в понимание слова Язычество - это форма древнейших политеистических верований, основанных на силах природы.
Слово «язычество», считающееся неотъемлемой частью мифологии восточных славян, происходит от славянского слова «языцы», то есть «народы», не принявшие христианство. Также оно в исторических летописях обозначает «поклоняющийся многим богам (идолам)», «идолопоклонник».
Основными языческими богами являлись:
- Перун – бог грома и молнии. Самый могущественный и страшный бог в представлениях восточных славян. Являлся чуть ли не лидирующим в пантеоне богов.
- Велес – покровитель скотоводства. Данного бога приходилось задабривать, чтобы скотина была сыта, чтобы сельское хозяйство и скотоводство не пришло в упадок.
- Мокошь – богиня домашнего хозяйства. Если хотите, чтобы дома все было хорошо и спокойно, чтобы не было неудач, бедности, домашних раздоров и ссор, то нужно было задобрить эту богиню.
- Стрибог – бог ветра. В представлениях древних славян каждое явление природы имело свою божественную силу. Исключением не стал и ветер. Чтобы не было сильного порывистого ветра или урагана, способного погубить хозяйство, то нужно было задобрить этого бога.
- Сварог – бог огня. Чтобы избежать страшных пожаров, и чтобы уметь контролировать огонь, восточные славяне не редко задабривали этого могущественного бога.
- Дажбог (или Ярило) – бог солнца. С этим божеством тесно связан сохранившейся до ныне языческий праздник Масленица.
Ярило был почитаем на территории Древней Руси. Он являлся поистине великим богом.
- Симаргл – бог подземного мира. Что касается представлений восточных славян о подземном мире, то их очень мало. Некоторые исследователи вовсе считают, что в мировоззрении восточных славян и вовсе его не было. По крайней мере Симаргл известен нам, как именно бог подземного мира.
Все бытие славян было пронизано верой во вмешательство сверхъестественных сил и зависимость от богов и духов.
Христианская церковь (с ее заботой о спасении души) считала религиозные представления древних славян суеверием, язычеством.
Язычники - это народы, не верящие в единого Бога и не почитающие его Завет - Библию: народы в Библии назывались "языками", то есть людьми, говорящими на разных языках, - отсюда и само слово "язычество".
Каждое славянское племя, будь то древляне, северяне, поляне и другие верили в одних и тех же богов, поклонялись им, приносили жертвы.
Древнейшее известие о вере славян принадлежит Прокопию Кесарийскому. Он писал, что славяне считают "владыкой всего" одного из богов - создателя молний; ему приносят в жертву быков и других животных.
Они почитают также реки, нимф и некоторые другие "божества", приносят им жертвы и во время жертвоприношений гадают о будущем. Нимфы в античной мифологии - это духи природы, источников, гор, деревьев.
Славяне почитали наряду с высшими богами, которые олицетворяли природные стихии - гром и молнию, землю и т.п., низшие божества, или духов, их Прокопий называл ним ф а м и.
В данную систему верований входило множество обрядов, которые до сих пор являются частью славянского фольклора.
Славянское язычество — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов.
Язычество можно воспринимать также как первую религиозную форму освоения человеком мира.
Религиозно-мифологические взгляды древних славян отражали их мировоззрение и мироощущение, отношение к окружающему миру, понимание природы и человека, места человека в мире.
Языческая культура славян была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы.
В развитии язычества Древней Руси выделяются три периода:
* господство культа упырей и берегинь, то есть обожествление сил природы, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредили человеку и помогали в трудовой деятельности;
* господство культа Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия, то есть культ предков. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом;
* господство культа Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов формирующегося государства, то есть на этом этапе развития язычества появляется "Бог богов", удаленный от мира, - существо небесное, глава иерархии богов. Поклонение идолам сопровождалось языческими ритуалами, которые отличались торжественностью.
Древнейшее известие о вере славян принадлежит Прокопию Кесарийскому. Он писал, что славяне считают "владыкой всего" одного из богов - создателя молний; ему приносят в жертву быков и других животных. Они почитают также реки, нимф и некоторые другие "божества", приносят им жертвы и во время жертвоприношений гадают о будущем.
Нимфы в античной мифологии - это духи природы, источников, гор, деревьев. Славяне почитали наряду с высшими богами, которые олицетворяли природные стихии - гром и молнию, землю и т.п., низшие божества, или духов, которых Прокопий называл нимфами.
Древняя Русь имела высокий уровень культуры, не уступавший Западной Европе, а по ряду позиций (например, по грамотности) - превосходивший ее.
Ярким примером тому является "Слово о полку Игореве".
Славяне создали особый образ мира, в котором смысловым центром является Природа. Все природные стихии считались одушевленными и наделялись особой космической силой. Человек наблюдал особую мудрость в природе. В ней все закономерно.
Введение христианства по своему влиянию на сознание человека того времени представляло революцию, принесшую с собой совершенно новые ценности, новые формы жизни, разрушавшие прочно укоренившиеся древние стереотипы.
Однако с принятием христианства историческое развитие язычество претерпело изменения. Происходило подчас насильственное вытеснение языческих верований.
Язычество как система представлений и культов, содержит следующие смысловые пласты:
-культ Матери-земли: (Природа понималась славянами-язычниками как вечно творящая сила. Высшей ценностью для людей выступало продолжение рода – плодородие. Отсюда культ Земли – Матери-кормилицы, дарящей жизнь всему живому, в том числе человеку.
-культ Солнца; (Солнце считалось прекрасным олицетворением всепобеждающего добра) Древние славяне жили по солнечному календарю. Ключевыми «точками» в нем считались даты осеннего и весеннего равноденствия и летнего и зимнего солнцестояния. Именно в эти даты справлялись важнейшие славянские праздники.
Например, дате летнего солнцестояния (21-22 июня) соответствует древний праздник Купалы. По поверьям, именно в этот самый длинный день солнце играет, становится наиболее активным – насыщает особой живительной силой землю, воду, наполняет все живое плодородием.
-почитание природных стихий: воды и огня. (Огонь и вода – две священные очистительные стихии, наряду с землею, основа жизни). Огонь – живой дар Богов (Сварога), одновременно сила небесных богов. Огонь – это стихия, дающая свет и тепло. Славяне также почитали воду священной стихией. Первоосновой и источником всего живого, это неиссякаемый источник жизни (родник), именно вода дает животворящую силу земле.
Культ языческих богов и их идолы были уничтожены с принятием христианства славянскими народами.
В славянских народных верованиях богов заменили христианские святые:
-Перуна Илья-пророк,
-Велеса - Власий,
-Мокошь - Параскева пятница, покровительница прях.
Даже Свентовита сравнивали с христианским святым Витом.
С приходом на Руси христианства все языческие обряды были признаны ересью и стали запрещаться.
Равноапостольный князь Владимир Красное солнышко крестил Русь в 988 году.
Все капища были разрушены, тотемы языческих богов были снесены.
По сей день на территориях бывшей Древней Руси и уже в новых регионах в России главенствует великое Православие.
Святые покровительствовали людям и наказывали нерадивых.
3. Замена идолопоклонства на христианство
Христианство пришло на Русь задолго до 988 года, который принято считать точкой отсчета. Считается, что одним из первых проповедников христианства на Руси был Андрей Первозванный, а первые христианские общины появились на территории Крымского полуострова в древнем Боспоре.
В IV веке здесь была уже достаточно крупная община. А самая древняя из известных православных церквей — церковь Ионна Предтечи — построена в VI веке на территории Керчи. Когда-то здесь располагался древний город Фанагория, столица азиатской части Боспорского царства. Кстати, этот город был больше Херсонеса Таврического.
И здесь же в 2019 году были сделаны удивительные находки во время раскопок — фрагменты мраморного престола и купель для крещения.
Эти находки указывают на то, что христианство уже распространялось на Руси за несколько веков.
Фотиево крещение еще называют Аскольдовым, так как тогда были крещены киевские князья Аскольд и Дир, а с ними бояре и некоторое количество простых людей.
В 860 году русы напали на Константинополь, и тогда Константинопольский патриарх Фотий I направил в Киев миссионеров. Византия стремилась обратить в христианство как можно больше воинственных народов, поклоняющихся языческим богам.
Первой правительницей Руси, принявшей христианство, была княгиня Ольга, она прибыла в Константинополь в 957 году и хотела заключить взаимовыгодный договор, добиваясь признания Киевской Руси как равного государства. Но дальше крещения дело не зашло. Тогда она вернулась в Киев и пригласила немецких священников, Византия поняла, что упускает шанс распространить свое влияние, и пошло на заключение союза с Ольгой. Князь Владимир был внуком легендарной княгини Ольги и сыном князя Святослава и вещей девы Малуши, о которой известно, что христианство она приняла вместе с княгиней Ольгой в Константинополе.
Великим князем Владимир стал в 17 лет, но первые шесть лет его правления прошли в бесконечных походах. После одного из таких походов Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам, выбор пал на юношу Иоанна, который был христианином. За него вступился его отец Феодор, который осудил язычество и идолопоклонство, но толпа его буквально растерзала. Феодор и Иоанн стали одними из первых мучеников, пострадавших за веру.
4. Выбор веры
Вера…как много святости и глубины в этом слове. В тоже время, сколько неоднозначности и разнонаправленности.
Испытанием вер, то есть выбором религии с 986 года занимался Владимир.
Основа Славянской Ведической Традиции – Святой Покон в Карбе веданья Триглава, говорит нам: «В Триглаве пребывая, познаешь силу и слабость, добудешь Веду – насколько будешь иметь Веру. Лети над ними Соколом, и только тогда ты вспомнишь Себя». Это говорит нам о том, что каждый из нас, находясь в одном и том же месте, вибрацией своего сознания способен прибывать на одном из уровней мироздания - Нави, Яви или Прави (Триглава Миров).
В зависимости от того, как мы понимаем окружающий мир, и от нашей с ним сонастроенности – мы можем прибывать в состоянии Силы или Слабости, а значит в состоянии Осознанности, Целостности и Свободы или невежестве, раздробленности и скованности.
К Владимиру приходили проповедники, рассказывающие о своей вере:
-Первыми перед великим князем предстали волжские булгары, которые исповедовали ислам. Владимир, узнав, что ислам запрещает употребление спиртных напитков сказал посланцам: «На Руси есть веселие пити, не можем без того жити».
-Следующими приходили немцы (то есть иностранцы) от папы Римского, но и они отправились восвояси: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
-После них пришли хазарские иудеи, но Владимир помнил, как хазар разбил его отец Святослав, и на вопрос великого князя о том, где же их земля, те ему ответили, что они рассеяны по миру, а своей земли у них нет. Для Владимира это стало поводом отказаться от иудаизма.
-Последним на Руси оказался представитель византийской церкви, который произвел большое впечатления на князя Владимира.
Ключом к высшим состояниям сознания выступает – Чистая Вера. Не наивная доверчивость, ограниченность и некая тупость, а Чистая Вера - понимание того, что все во Вселенной имеет свой смысл и находится под постоянным руководством Всебога.
Именно Чистая Вера – открывает в Душе человека Веду, а значит - серхсилу и сверхзнания, благодаря которым Душа может вспомнить себя как часть Бога, проявить божественные качества и соединиться со Всевышним прямо здесь, в этом мире.
Вот тут и возникает понимание разницы качества Веры - поверхностной, нарочитой, показушной или чистой, глубокой, искренней и изначальной.
Великий князь не стал торопиться с окончательным выбором и разослал гонцов, которые должны были сами посмотреть, как живут и те, и другие, поучаствовать в богослужениях и все в подробностях рассказать по возвращении домой.
Его посланники посетили укрепленные города Германии, где они ознакомились с Западным Католичеством, они ездили и на Восток, где встретились с Арабами магометанами. Побывали они и на Волге, где жили Хазары, исповедовавшие иудейство.
Попали они и в Константинополь, столицу Византийской империи, где присутствовали на богослужении в храме Св. Софии.
Осознайте, если ваша Вера зависит от каких-либо внешних факторов - у вас на самом деле нет Веры.
Внешняя Вера формальная и пустая, в ней нет Сути, она показательная, возможно яркая и завлекающая, но при этом ложная и фальшивая.
Увидьте это в себе и вокруг, имейте смелость честно признать, ведь подобная Вера присутствует у большинства людей. Для многих она является потолком их восприятия.
На самом деле, внешние обстоятельства, атрибуты, ритуалы - это лишь вспомогательные элементы, помогающие укреплять внутреннюю, истинную, Чистую Веру.
При этом, никакие внешние действия не являются самой Верой!
Когда посланцы, вернувшиеся к себе на родину, единогласно заявили, что ничто не произвело на них большего впечатления, чем Византийское Православие, князь Владимир принял решение креститься от Константинопольской церкви.
Истинная Вера живёт внутри человека, в его Душе. Её невозможно создать искусственно, наиграть - она или есть, или её нет.
Давно замечено, если человек играет роль верующей, духовной личности, не имея при этом глубинного понимания Сути, его жизнь разрушается. Такие его действия неизбежно приводят к краху, болезням, лишениям и страданиям.
Тогда в Киев прибыли представители духовенства из Константинополя, которые и осуществили крещение киевлян в водах Днепра.
Исследователи полагают, что сам Владимир крестился раньше.
В 987 году императоры Василий и Константин договариваются с князем Владимиром о военном союзе, чтобы совместными усилиями подавить мятеж военачальника Варды Фоки. Владимир поставил условие: за свою помощь он просил руки царевны Анны — сестры обоих императоров.
С дипломатической точки зрения это было довольно унизительное требование. Но Владимир продемонстрировал всю серьезность своих намерений, когда захватил Корсунь.
Императорам ничего не оставалось, как согласиться, но Владимир должен был креститься. Это и произошло. Корсунь Владимир вернул в качестве выкупа за невесту.
В Византии считалось, что христианство на Руси появилось много раньше. Например, княгиня Ольга — бабушка Владимира — приняла христианство в 957 году.
Истинная Вера - это чистый Свет Всебога, Сила Творца, проходящая через человека. Истинная Вера создаёт особое свечение вокруг человека, это особое состояние сознания, состояние - способное исцелять даже самые глубокие раны.
Природа не терпит слабости и безвольности, так устроен этот мир. Мир любит Сильных, Великих людей и всегда помогает Смелым и Преданным. Если вы действительно решили чего-то достичь в жизни – вам нужно найти свое Предназначение и следовать ему. Ваша Вера должна быть стальной, непоколебимой и нерушимой, как скала. Даже если всё вокруг исчезнет, развалится (государство, цивилизация и т. д), именно Истинная Вера, Воля и внутренняя Сила помогут вам найти выход, преодолеть любые препятствия и пережить любые жизненные трудности.
Славяне, наложившие наиболее глубокий отпечаток на облик русского народа, были язычниками во время зарождения Киевского княжества. Они поклонялись божественному началу, открывающему себя в явлениях природы, в солнечной энергии, в ветре, в дожде и живительной силе земли, произрастающей растительность. Они почитали также и своих предков, веря в бессмертие человеческой души.
У Душ разный опыт воплощений, сталкиваясь и осознавая это различие, будьте мудрыми, позвольте другим следовать их Вере и их Пути, это выбор лично каждого и люди свободны в нем.
В византийских источниках не так много упоминаний о крещении Руси в 988 году как о знаковом событии, можно сказать, оно прошло незамеченным.
5. Потрясения в Христианстве
Время крещения Руси (X век) – период волнений в церковной жизни в Византийской Империи. Как на Востоке, так и на Западе, христианство переживало в эти годы глубокие потрясения, вызванные все усиливающейся враждой между Православием и Католичеством.
Византия и Рим все более отдалялись друг от друга, и христиане начинали привыкать смотреть на своих собратьев по вере, поскольку они отличались от них по своим обычаям и обрядам, как на еретиков и на врагов.
По мере углубления этой вражды между Западом и Востоком, жизнь внутри каждой из церквей становилась более стесненной. Как западные, так и восточные христиане, подозрительно следили друг за другом и каждое новое проявление творчества в церкви называли изменой преданию и отступлением от истины. Поэтому первоначальная независимость христианских общин, проявлявшая себя в области богослужения, проповеди, объяснения веры, которая обогащала и украшала жизнь церкви в течение первых веков, была взята теперь под сомнение. Состояние духовной неподвижности, отказ от движения вперед стало считаться признаком истинного благочестия. В особенности это мнение было широко распространено среди христиан в Византии, которые видели постепенное умаление их когда-то Великой Империи. Они глядели на свое прошлое, как на прекрасный, но уже недоступный идеал.
Приняв христианство от греков, русский народ унаследовал от них убеждение, что истинная преданность Церкви состоит в неизменном хранении раз и навсегда установленного обряда.
В течение всей своей истории русские члены Церкви никогда не ставили перед собою вопроса, насколько это соответствует подлинной миссии христианства, и они никогда не выходили из круга тех установлений, которые они восприняли из Византии.
Но получив от греческой Церкви неподвижное по своему чину богослужение, законченную догматику и строго установленные церковные правила, русские люди сумели вложить, в эти застывшие и священные для них формы, особое содержание, которое оказалось во многом отличным от их греческого истолкования.
Князь Владимир пророчески провидел духовный дар своего народа, и его выбор совпал с самыми заветными чаяниями русского духа.
Споры между новообращенным русским князем и его духовными советниками показывают, что Владимир не боялся искать новых путей оцерковления своего народа, он желал найти примирение между Востоком и Западными Христианами.
Православная Русская Церковь, благодаря князю Владимиру, получила богослужение от Византии, но способ своего управления она заимствовала от Запада, на что указывает самое название первого «Собора в Киеве»: «Десятинного». Это имя означает, что он содержался на десятую долю княжеских доходов. Подобное обеспечение Церкви было широко распространено на Западе в X веке, но было неизвестно в Византии.
Владимир оказал неоценимую услугу русскому народу, сделав его исповедником Истины Христианства. Он приобщил его к красоте Православия и вместе с тем, сочетав в основанной им Церкви восточные и западные обычаи, он пророчески поставил перед русским религиозным сознанием великую задачу примирения Рима и Византии в лоне Единой Вселенской Церкви.
6. Различие в восприятии христианства между русскими и греками.
Зарождение старообрядческого раскола 1722 года.
В короткий период 250 лет (988–1238) христианская Церковь создала из разрозненных племен, населявших русскую землю, не обладавших ни письменностью, ни понятием государства, народ со своим языком, культурой и высокими понятиями нравственного совершенства, лучшие представители которого являли примеры милосердия, сострадания и самопожертвования ради спасения ближнего. Она же ввела русских в круг других христианских народов и поставила их на тот же уровень, на каком стояли страны, уже в течение долгого времени находившиеся под влиянием христианства.
Можно сказать, что киевский период русской истории был наиболее европейским во всем существовании России. Это было время, когда Русь была равноправным членом среди остальных народов Европы.
Русские христиане, пребывая всегда в единстве с другими Восточными Православными Церквами, пошли своим путем, который отразил на себе все своеобразия их религиозной одаренности.
Это различие в восприятии христианства между русскими и греками долгое время оставалось незамеченным ни теми, ни другими, что и явилось поводом к ряду столкновений, из которых самым трагическим стал так называемый старообрядческий раскол XVII века.
Во всей истории Церкви в России не было события, имевшего столь пагубные последствия, каким явился раскол старообрядчества.
Противники патриарха Никона сами были ревностными реформаторами вынесшими гонения за свою решимость изменить устаревшие обычаи русской Церкви. Они вступили в борьбу с патриархом не оттого, что он дерзнул менять обряды. Их протест был вызван тем направлением реформ, которое было выбрано патриархом. Первоначальным поводом для их сопротивления был тот деспотический, нецерковный путь, по которому пошел Никон. Он желал проводить свои реформы, опираясь на власть, данную ему царем, а не на голос лучших церковных людей. Он безжалостно наказывал всех ему непокорных и действовал не как пастырь, а как насильник.
Основной причиной раскола было сопротивление лучшей части русского духовенства и паствы насилию над церковью, учиненному патриархом.
Вторым поводом для раскола было то пренебрежение к вере в церковное призвание России, которое неоднократно публично выражал патриарх Никон.
Его нововведения были связаны 'с вопросом о первенстве греков или русских в православной церкви. Уже в 16-м в. начали возникать трения между ними. Московские люди открыли к своему удивлению, что их обряды отличаются в ряде подробностей от обрядов, принятых в Греции и в других балканских странах. Эта разница в 17-м в. привела к острым спорам.
Работа над исправлением богослужебных книг, была одним из проявлений церковного обновления. Началось такая работа после Смутного Времени, и способствовала постепенному сглаживанию разногласий между московским и греческим обиходами.
Этот мирный и постепенный процесс был нарушен патриархом Никоном, который с неосмотрительной поспешностью стал требовать, чтобы русские немедленно отказались от дорогих их сердцу и освященных преданием обычаев и безоговорочно приняли бы греческий устав.
Больше того, Никон стал хулить русский обряд и называть его еретическим нововведением. Особенно острая борьба возникла вокруг вопроса о крестосложении. Русские крестились двуперстным знамением, которое было распространено на всем Православном Востоке вплоть до XII века. Начиная с середины этого столетия, греки и другие православные начали креститься тремя пальцами.
Таким образом, в XVII веке Русское и Греческое крестное знамение отличались друг от друга.
Патриарх Никон затронул глубокие чувства русского народа, унижая русские обряды, возвышая во всем греков, которые часто смущали московитян своим небрежным поведением во время богослужения и легкостью, с которой они изменяли Православию и переходили в унию. Он нанес тяжелый удар по вере в особое призвание России быть хранительницей чистоты Православия. Поэтому он вызвал взрыв сопротивления, невиданный до тех пор в истории России, который подорвал духовное единство народа и подготовил почву для того разрыва между массой населения и правящими слоями, который произошел во время Петра Великого.
Последствия раскола были тем более трагичны, что он совершился во время мощного процесса духовного возрождения, обещавшего богатые плоды во всех областях нашей национальной жизни.
Приверженность части русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы предпринятой патриархом Никоном в середине 17 века, назвали Старообрядчеством.
7. Основные течения старообрядчества
Старообрядчество
_____________________|___________________
| |
Поповство Беспоповство
-Единоверие -Выгорецкаяь обитель
*федосеевцы -Поморское согласие
*аристовцы -Филиповцы
*средники *ааэроново согласие
-Белокриницкое согласие *бегуны
*окружники *пастухово согласие
*неокрцжники -Любишкино согласие
-Беглопоповцы -Спасово согласие
*часовенные *дырники
*рябинровцы
Поповство - одно из самых широких течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века.
Сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из «новообрядческой» церкви: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить — аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить.
Поповцы приемлют все таинства Православного христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.
Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.
Вначале поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название «беглопоповцы». В силу того, что многие архиепископы и епископы либо присоединились к новой церкви, либо, в противном случае, были репрессированы, старообрядцы не могли сами рукоположить дьяконов, священников или епископов. В XVIII веке было известно несколько самозваных епископов (Афиноген, Анфим), которые были разоблачены старообрядцами.
При приёме беглых «новообрядческих» священников поповцы, ссылаясь на постановления разных Вселенских и поместных соборов, исходили из действительности рукоположения в РПЦ и возможности приёма трёхпогружательно крещёных «новообрядцев», в том числе священство вторым чином (через миропомазание и отречение от ересей), ввиду того, что Апостольская преемственность в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы.
В 1846 году, после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия, возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений, приемлющих священство. Большая часть старообрядцев приняла старообрядческую иерархию, но третья часть перешла в беспоповщину.
По догматике поповцы мало отличаются от «новообрядцев», однако придерживаются при этом старых — дониконианских — обрядов, богослужебных книг и церковных традиций.
Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 млн человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).
В настоящее время поповцы делятся на две основные группы:
1. Белокриницкая иерархия (в России представлена Русской православной старообрядческой церковью)
2. Новозыбковская иерархия (Русская древлеправославная церковь).
Единоверие - в 1800 году для старообрядцев, перешедших под юрисдикцию РПЦ, но сохранивших всю дореформенную обрядность, митрополитом Платоном (Левшиным) были учреждены «пункты о единоверии». Самих же старообрядцев, перешедших в Синодальную церковь с сохранением старых обрядов, книг и традиций, стали называть единоверами.
Однако единоверие распространялось с большими сложностями. Например, Уральское (Яицкое) казачье войско фактически полностью «состояло в расколе» вплоть до середины XIX века. Такая же картина наблюдалась в Донском и Терском казачьих войсках, где в основной своей массе казаки были приверженцами староверия. Как сообщал наказной атаман А. Д. Столыпин, «даже обращение часовни в Уральске в единоверческую Успенскую церковь слабо способствовало развитию единоверия в регионе».
Единоверие имеет законное священство, хиротоническую преемственность и евхаристическое общение с сообществом поместных Православных церквей.
Сегодня в лоне Русской православной церкви существует единоверие (православное старообрядчество) — приходы, в которых сохраняются все дореформенные обряды, но при этом они признают иерархическую юрисдикцию РПЦ и РПЦЗ (см. например: преосвященный Иоанн (Берзинь), епископ Каракасский и Южно-Американский, управляющий единоверческими приходами РПЦЗ).
Беспоповство- возникло в XVII веке после смерти священников старого рукоположения. В рядах старообрядцев после раскола не было ни одного епископа, за исключением Павла Коломенского, умершего ещё в 1654 году и не оставившего себе преемника. По каноническим правилам церковная иерархия без епископа существовать не может, так как только епископ имеет право посвятить священника и диакона. Старообрядческие священники дониконовского поставления скоро умерли. Часть старообрядцев, непризнавшая каноничности священников, поставленных в свои должности по новым, реформированным, книгам, вынужденно пришла к отрицанию возможности сохранения в мире «истинного» духовенства, и сформировала беспоповский толк.
Старообрядцы (именуемые официально как древлеправославные христиане иже священства не приемлющие), отвергнувшие священников нового поставления, оставшись совершенно без священников, стали в быту называться беспоповцами, богослужение они стали, по возможности, проводить т. н. мирянским чином, в котором отсутствуют элементы, осуществляемые иереем.
Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движении возникли новые разделения и образовались новые согласия:
даниловское (поморское), федосеевское, Филиповское, часовенное, спасово, аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дырников и бегунов.
В XIX веке крупнейшим центром беспоповства стала федосеевская община Преображенского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли старообрядческие купцы и владельцы мануфактур.
В настоящее время крупнейшие объединения беспоповства — Древлеправославная поморская церковь и Древлеправославная старопоморская церковь федосеевского согласия.
По оценке Дмитрия Урушева: «Но не все староверческие общины выдержали проверку временем. До наших дней не дотянули многие согласия, некогда бывшие весьма многочисленными. Поредели общины федосеевцев и спасовцев. По пальцам можно пересчитать бегунов, мелхиседеков, рябиновцев, самокрестов, титловцев и филипповцев.
К числу беспоповских согласий в ряде случаев относили и относят некоторые псевдохристианские секты на том основании, что последователи этих сект также отвергают окормление официальным священством.
8. Старообрядчество в Сибири.
Старообрядчество в Сибири появилось, как и по всей стране, вместе с реформой патриарха Никона – как естественный ответ простонародья на непонятные и подозрительные новшества, принудительно спускаемые сверху.
Дальнейшие жестокие гонения на староверов, наиболее яростные – вблизи главных административных центров, сделали далёкую Сибирь одним из наиболее притягательных объектов для "беглецов от Антихриста".
Влиятельность идей старообрядчества в Западной Сибири ярко показали события, связанные с Тарским бунтом 1722 г.
История Тарского бунта Лета 7230 от Сотворения Мира в З.Х. (1722 года от р. Христова) известна очень ограниченному кругу. Бунт вспыхнул в городе Таре, который существует и поныне в Омской области.
В Таре тех лет проживали в подавляющем числе староверы-славяне и праведные старообрядцы-раскольники, последователи протопопа Аввакума.
Спровоцировала выступления народных масс антирусская реформа царя Петра I, выразившаяся в онемечивании народа, навязывании иноземной, чуждой культуры, в неустанных преследованиях инакомыслящих, инаковерующих людей, насильственном навязывании ортодоксального христианства Никоновского толка.
Петр I издал ряд указов, ущемлявших свободы и кошелек своих подданных. В частности это коснулось представителей старой веры (не путать с родноверием!, это были уже христиане, но не такие, какие были угодны Никону).
Указами 1716–21 строго, вплоть до смертной казни, каралась передача старой веры другим, даже своим детям. Староверы ставились вне закона. Никакого плюрализма мнений! Еще их обязывали уплачивать подушный оклад в двойном размере. При этом, в исключение из общего правила, платить должны были даже женщины (правда, в одинарном размере).
Попытки взимания двойного оклада встретили в Сибири повсеместное сопротивление. Центры сопротивления находились в скитах, населенных десятками и сотнями беглых.
На подавление этого бунта из Тобольска были посланы части Московского и С.-Петербургского пехотных полков с приданной артиллерией и конницей – всего более 600 чел. Восставшие оказали слабое сопротивление. Немчинов с 20 казаками заперся в своем дворе и взорвал себя порохом, другая группа казаков села в осаду во дворе Ивана Подуши и отстреливалась от войск «царя-антихриста» еще 4 месяца.
«Тарский розыск» охватил огромные территорию Западной Сибири. Он велся с крайней жестокостью, сопровождался пытками, массовыми казнями и самосожжениями. В окрестных скитах запылали самосожжения протеста.
После следствия была предана смерти половина всех собравшихся у собора для подачи «отпорного письма», остальные отправлены в ссылку.
Восстание было жестоко подавлено государством. С благословения высших иерархов Никоновской церкви и личному указу царя Петра Первого, проводились массовые казни, поражающие своей жестокостью.
Сотни инакомыслящих «скитских старцев» были повешены, колесованы, четвертованы, посажены на кол, так как сие действо лишает человека посмертного пути. (Пишут, что до сей поры в городе Таре есть место, называемое Колашный ряд, так как на этом месте староверов и старообрядцев сажали на кол).
Вдоль ведущих в Тару дорог стояли виселицы с казненными.
Отец Сергий подвергся четвертованию. Поиски «тарских противников» по всей Сибири продолжались несколько лет, последние казни по этому делу проводились в 1735. Общее число казненных, наказанных кнутом и сосланных исчислялось тысячами.
Захваченных в скитах, секли кнутом, не щадили ни детей, ни женщин. Общее число наказанных исчислялось тысячами. Это свидетельствует о том, что в Сибири проживало значительное количество Русских людей не предавших Веры Предков.
В «Описание Тобольского наместничества» РГВИА, ф.ВУА, д.19107. - официальных документах того времени говорится следующее: «…в 1722 году, когда по указу его императорского величества… велено было всем российским подданным учинить присягу, тогда последовало от Тарских граждан некоторое ослушание и причтено было за бунт, посему многия Тарские жители и получили смертную казнь, яко-то: отсечение головы, повешение за ребра, иные посажены на кол и протчими наказаниями усмирены. В сие время до 500-т домов лучших граждан раззорено, и от того времени город Тара прежнего могущества и красоты, и многолюдства лишился».
По мере развития Колывано-Воскресенских заводов Демидовых граница освоения региона продвигалась на юг, главным оплотом старообрядцев становился Алтай. На южных рубежах русского Алтая, в благоприятных для земледелия предгорьях, на берегах быстрых рек Ульбы, Убы, Бухтармы материализовались представления старообрядцев о Беловодье – счастливом краю свободы от государства.
К середине XIX в. попытки бежать "в камень" были уже экзотикой, но Томская губерния (включавшая в себя и алтайские земли) оставалась одной из самых "старообрядческих" губерний России.
Продолжение будет.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4