РУСЬ БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ
Родную историю мы все по большей части знаем плохо. Издалека всплывает о России что-то вроде: «…Веселие на Руси есть пити…» и прочие навязанные стереотипы …
К тому же исторические фильмы и даже трогательные детские сказочки вносят свою посильную лепту в формирование представлений о древнерусском «золотом веке»: бесконечные пиры князя с дружиною, кубки и братины, всюду «…по усам текло», но в рот, что интересно, не попадало.
Скворцов, Соловьев и Ключевский, Татищев и Костомаров, посвятив жизни вятичей и кривичей целые тома, и не углядели в ней ни лубочной радости, ни бытовой легкости. Тяжелый труд, суровый климат, дань князьям и частые усобицы.Жизнь труженика и воина мало совместима с дружескими посиделками и обильными возлияниями.
Русь грузила свои торговые караваны лодок в Царьград мехом, медом, воском. Закупали у Византии золото, украшения, драгоценные камни, оружие, ткани.Но нет ни малейшего упоминания о ввозе на Русь вина или любых веселящих напитков. И вообще нет в хозяйственных документах Руси никаких упоминаний о производстве или потреблении спиртного.
Соседи – византийцы, арабы, греки, относятся к русским с уважением, страхом или антипатией, но никоим образом не связывают характеристику народа с безудержным пьянством.
Появление этилированного алкоголя в России зафиксировано только в ХV веке, им одарила нас Европа. Позднее распространил алко-табачную заразу на Руси Петр I .Средства на петровские реформы и войны шли в значительной мере от питейного дела. Пьянство и табакокурение пришлось насаждать посредством cтрожайших указов, поскольку население в массе своей испытывало отвращение к подобному времяпрепровождению.
«Русь вступила в Средневековье трезвой», – утверждают специалисты, изучавшие этот вопрос. С этим согласны, в принципе, многие. Но дело в том, что Русь и вышла из Средневековья трезвой. Использовали алкоголь на Руси поначалу исключительно для приготовления травяных настоев, лекарств и компрессов.
Обратим внимание , в русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и наказаний для пьяниц. Нет осуждения пьянства, рассказов для детей о вреде пьянства. Этого нет ни в «Поучениях» Мономаха, ни в религиозной литературе, ни в других книгах Древней Руси. Нет упоминаний о пагубных последствиях пьянства, по сути, нигде.
Причины этого явления могут быть две: или тотально запойный характер общества ,или пьянство и последствия пьянства не представляли собой общественной проблемы.
В «Былинах» описываются веселые пиры при дворе князя Владимира. Но нет в них описания опившихся, валяющихся на земле, теряющих человеческий облик. Во всех западных эпосах они есть: и в «Старшей Эдде», и в «Младшей Эдде», и в «Песне о Нибелунгах». А в «Былинах» – нет!
Вообще единственный случай упоминания пьяниц и пьянства на Древней Руси – это история про Садко и голь перекатную,да и то бесконечные приключения Садко содержат только один «пьяный» эпизод. Остальные примеры гульбы – не пьянка, а скорее безудержное, разудалое веселье, такое, как пляски морского царя под гусли Садко.
Нет комментариев