Подгоренский район Воронежской области отличается от других необычным рельефом местности: холмы, пересеченные логами, меловые горы. А вокруг села Костомарово эти холмы и горы приобретают какое-то особое величие. И уже много веков звучит над ними православная молитва. До гражданской войны эти места посещались паломниками, которые приравнивали их к святым местам Иерусалима или Киево-Печерской Лавры. Люди, отдаленные от церкви, слышали об этом месте мало или вовсе не слышали. Да это и понятно: не на каждой карте найдешь деревеньку Костомарово: уж больно она мала. Но расположенный от нее Свято-Спасский женский монастырь вот уже много лет вписан в справочник паломника. По преданию 2 тысячи лет назад впервые обратил свой взор на эти места Андрей Первозванный. Апостол был послан на Восток обращать в христианскую веру скифские народы. Побывав на Валааме и других местах, проходил по Дону. С гор ему открылся вид, очень напоминающий Палестину: и полупустынный пейзаж, и ярко синее небо с белоснежными быстроменяющими форму облаками. Старец взошёл на вершину горы, поразительно схожей с Иерусалимской Голгофой, на которой был распят его Учитель. Потрясенный своими открытием, он повелел поставить тут каменный крест. Среди разных народов побывал апостол Андрей, проповедуя Евангелие. А вот этот народ более всего ему пришелся по душе, особенно, здесь, в Придонье. "Эти люди сильные, красивые ликом, добрые душой," - размышлял святой Андрей. У этих зерно христианства в свое время даст росток. Пока они язычники и поклоняются разным богам. Но благая весть о едином истинном Боге останется в их сердцах и прорастет в сердцах потомков через многие-многие годы. А это место пусть всегда будет напоминать ту Святую Землю, где принял мученическую смерть, а затем воскрес Иисус Христос. Так повествует предание. Но те, кто побывал в Иерусалиме, действительно отличает удивительное сходство с Иерусалимской и Костомаровской землёй.Здесь, как и на Святой Земле, есть и причудливо иссечённая лентой дороги равнина, и свой Гефсиманский сад на склоне холма и своя Голгофа в натуральную величину, почти ничем не отличающаяся от настоящей,и гора Фавор, и даже свой Иордан, к сожалению, пересохший совсем недавно. Реку до последнего пытались спасти, о чем свидетельствуют уложенные бетонные плиты по ее руслу. Сегодня на местной Голгофе возвышается деревянный крест, а на фоне всего этого божественного великолепия у подножья гор стоит женская обитель с ее пещерными храмами. До сих пор сохранился большой двупрестольный пещерный храм. В честь Нерукотворного Образа Спаса освящён главный его престол,второй престол – в честь святых великомучениц Веры,Надежды,Любови и матери их Софии. Если идти от Спасского Храма на запад по склону, то на пути будут три затворнические пещеры. Это их современный вид. Пещера состоит из двух келий. Одна из них затворническая с аналоями, то есть с выступами для икон, свечей, лампад. Вторая пещера с одной кельей. В ней два аналоя, высеченных из мела. Над третьей силами обители .2 года.... назад была воздвигнута красивая башня - часовенка с трубящим золотым ангелом. Это пещера столпника. Затворник здесь молился стоя. Такой вот подвиг он совершал. Подвижник никогда не ложился, даже не садился, а на время сна, чтобы не упасть, прикреплял себя веревками к стене, дабы тело его сохраняло вертикальное положение. Серафимовский храм. Он был заложен в 1903 году в год причисления в лику Святых преподобного Серафима Саровского. И последний храм называют пещерой покаяния. Здесь священник принимал у верующих покаянную исповедь. Поднимаясь на Голгофу, чувствуешь, как где-то глубоко, будто подземным эхом, отдается звук твоих шагов. Это сокрытые подземные храмы. "Ну почему же они не открыты?" - часто спрашивают паломники. Сестры обители говорят: "Не пришло еще время. Бог сам управит, когда открыть их людям". Сегодня паломники из всей России и зарубежья съезжаются к этой святой обители. Господь сподобил меня приехать сюда в 2000 году, потом на праздник "100 лет со дня православия святых мощей преподобного Серафима Саровского". Теперь я не могу не бывать здесь. Прошлым летом мы дважды приезжали в монастырь с настоятелем Свято-Троицкого храма Старой Ольшанки Семилукского района отцом Александром (Никулиным.)Бывали с ним и в других святых местах. Но душа все как-то больше тянется сюда в Светлую Костомаровскую обитель. Вообще история костомаровских пещер своими корнями уходит в глубокое прошлое. Но кто были их первооснователи? И кто был основателем монастыря? Сегодня нам пока неизвестно. Как и неизвестны более точные времена зарождения пещеростроительства на Дону. Есть только гипотезы. В 1898 году археолог Дмитрий Михайлович Струков , посетивший Белогорский, Костомаровский монастыри и другие пещеры Придонья, выдвинул такую гипотезу: первыми пещеростроителями на Дону являлись первые христиане, до которых апостол Андрей Первозванный донес благую весть о едином истинном Боге. По своей архитектуре пещеры схожи с пещерами и другими подземными помещениями в Риме,Палестине, на Афоне, относящиеся к начальным векам нашей эры. Другие археологи давали свои гипотезы. Во 2 - 4-ых веках появились по Придонью первые пещеры-ниши. Их выдолбили монихи-отшельники прячясь от набегов кочевников. Возможно, это были гонимые римлянами древние христиане. В некоторых местах сохранились пещеры, подобные римским катакомбам. Наши современники историки-археологи, называют более позднее время: 8 - 9-ые века. Византию во время иконоборческой ереси покинули монахи, они переселились в Палестину, Сирию, Италию, Северный Кавказ, Нижнюю Волгу и средний Дон. Начало ХХ века для Костомаровской обители стало роковым. Октябрьский переворот 1917 года в Санкт-Петербурге эхом докатился и до Придонья. Началась гражданская братоубийственная война. Костомаровские подземелья притягивали к себе и красных, и белых. Один из богоборцев разрядил в икону Богоматери свой револьвер. В икону попало 6 пуль,"стрелок" по всей вероятности целился в лик Божией Матери и Младенца. Но по Промыслу Божию ни одна из пуль не попала в цель. По благословению Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия сегодня эту икону называют Костомаровской Расстреляной. В 20-30-е годы окрестное население организовало при пещерах небольшую общину. В нее входил и старец - подвижник, уроженец села Белогорье Петр Ерёменко. Местные крестьяне называли его отцом Петром, иногда Петрушкой по причине его юродства. Господь наградил блаженного Петра даром прозорливости. Люди обращались к нему за помощью, особенно, во время болезней и получали по его молитвам исцеление. Говорил отец Петр и давал советы в иносказательной форме. Люди научились понимать его и шли к нему в Белогорские пещеры, а затем в Костомаровские. О всех чудесах исцелений и предсказаний, которые всегда сбывались, можно прочитать в книге историка Виталия Викторовича Стёпкина "Костомаровская пещерная обитель в 20 веке". Мы же приведем только один случай, который, возможно, поможет призадуматься и понять, почему с нами происходят, те или иные беды. Однажды к отцу Петру пришел молодой мужчина и поведал свою историю о том, что у них с женой трое детей и все они немые. Скоро должен родиться четвертый ребенок. "Он будет тоже немой?", - спросил мужчина Петра. Тот ответил: "Вспоминай, что делал?". Мужчина долго ничего не мог вспомнить и вдруг упал на колени, заплакал и начал просить прощение. Он вспомнил, что еще ребенком нашел гнездо с тремя птенцами и у всех отрезал ножницами клювы. Петр сказал: "За этот грех у тебя родилось трое немых детей. Четвертый будет говорить". Так все и вышло. Коллективизация набирала обороты. И милиция часто приезжала в Костомаровские пещеры, разгоняя верующих. "Идите в больницу лечиться, а не к Петрушке", - говорили милиционеры. Отца Петра при этом ни разу не застали, но он уже готовился покинуть Костомаровские пещеры и, уходя, сказал: "После Петрушки будет Андрюшка". Старец Пётр вернулся в родное Белогорье, где его сразу же арестовали и отправили в Острогожскую тюрьму. На горе Голгофа в память о Петре поставили крест, а затем возвели часовню. Паломники молятся в этой часовне и просят старца Петра о помощи, как и при жизни. Школьники пишут ему записки с просьбой помочь в учебе и сдаче экзаменов. В начале 30-х годов представителями советской власти Костомаровские пещеры была закрыты. Во время немецкой оккупации в Костомаровских подземельях укрывались советские солдаты. В 1943 году для Русской православной церкви наступает благоприятный период. В стране стали открывать уцелевшие храмы, из лагерей и тюрем возвратились оставшиеся в живых священники. Над Костомаровскими пещерами снова зазвучала молитва. Измученные войной люди находили в церковных службах свои утешения и поддержку. Вокруг Спасского пещерного храма сформировалась община верующих, в большинстве своим из женщин, которые старались поддерживать монашеских уклад жизни. Сбылось и предсказание отца Петра про то, что после него придет Андрюшка. Андрей Васильевич Попов родился в Бутурлиновском районе Воронежской области в селе Клеповка. Когда его призвали в армию и отправили на передовую он дал обет служения Богу. А случилось все так. Шел тяжелый кровопролитный бой, в котором погибли все его сослуживцы. Кругом рвались снаряды, а навстречу шли фашистские танки. Не было живого места. Андрея ранило. Он лежал в свежей воронке и молился Царице Небесной: помоги Божия Матушка, если выживу и останусь в живых, всю жизнь буду служить господу Богу. В это время на воронку наехал вражеский танк. Он остановился, затем развернулся над ней и уехал прочь. После войны Андрей Васильевич вернулся в Клёповку и стал ходить в дома, где собирались верующие. Действующего храма в селе не было. Однажды его жена гневно сказала: "Будешь туда ходить, отрублю топором голову, когда уснешь." Подумал Андрей Васильевич и решил уйти в Кастомаровские пещеры, о которых он уже знал, ведь слава о них шла далеко в округе. В Костомарово, Господь, сподобил отца Андрея дара прозорливости. И все к нему стали относиться как к старцу. Он же возложил на себя подобно Петру подвиг юродства, также отвечал на вопросы иносказательно. Также в иносказательной форме он писал лирические псалмы. Но во время тринадцатилетнего затвора его псалмы обрели другую форму, понятную всем. Что же подтолкнуло отца Андрея уйти в затвор? Местные представители безбожной власти не взлюбили его. Однажды они вместе с председателем сельского Совета села Юдино очень жестоко избили его и долго издевались над старцем. Прижигали свечами бороду… Они хотели арестовать его за то, что он якобы вел антисоветскую пропаганду. Но Господь этого не допустил. Председателя вскоре парализовало. А отец Андрей подобно древним подвижникам в скрытой от посторонних глаз пещере, провел 13 лет в посте и молитве. Он написал за эти годы множество псалмов, а также акафист 2-ому пришествию Иисуса Христа. И все это в полной темноте. Пещера затворника озарялась светом лампады только в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Все записи отца Андрея и псалмы, а также подробнее узнать о жизни подвижника можно в той же книге Виталия Степкина "Костомаровская пещерная обитель в 20 веке". Люди, видевшие отца Андрея после выхода из затвора рассказывали: "Старец казался неземным человеком. У него был необыкновенно белый цвет лица и чистые струящиеся любовью небесного цвета глаза. После законченного послушания , данного ему свыше, старец Андрей начинает странствовать по святым местам. Умер отец Андрей в 1982 году. Его похоронили на кладбище села Залужное Лискинского района Воронежской области. Много предсказаний сделал отец Андрей, в т.ч. и о возрождениии Костомаровской обители. Одной из верующих он сказал: "Пташечка моя, сколько будет во святом новом Иерусалиме матерей". Новым Иерусалимом старец называл Костомаровскую обитель. А всем верующим, которые сегодня приезжают в обитель, отец Андрей, когда еще находился в затворе, написал: "И царство получите в небесном раю за та то, что ходили на гору мою. И венцы золотые получите вы - за то, что посещали источники мои. И славьте вы Бога, и славьте Творца, и Матерь Святую, во век без конца". Во время известных хрущевских гонений на церковь храмы Костомаровской обители закрыли. Однако несколько сестер-насельниц отказались уходить. Богоборцы облили соляркой деревенские постройки и подожгли. Все погибло в огне: служебные книги, иконы, церковная утварь. Это был 1959 год. Костомаровская православная община закончила свое существование. Но духовная жизнь здесь не прекратилась. Небольшая группа верующих тайно продолжала собираться на молитву в одной из скрытых пещер. Это были 60-е и 70-е годы. В 1993 году по промыслу Божию началась расчистка пещерного храма Серафима Саровского,а затем и остальных. На работу приехали паломники из нескольких областей. Храмы были переданы Воронежской епархии. А у подножия горы, напротив затворных пещерок - по благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия был заложен фундамент под наземный Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскания Погибших». В 1997 году в маленьком холодном вагончике поселились 3 монахини, привезенные сюда из Задонского женского монастыря Наталья, Иосафа, Дионисия и затем первая настоятельница возрождающейся обители матушка Серафима. Насельницы переносили безропотно все тяготы отшельнической жизни, морозную снежную зиму. А чтобы не замерзнуть во сне, спали по очереди. Из деревни на санках возили воду или растапливали снег, когда заметало дороги. Ждали приезда благочинного отца Александра (Долгушева). Он привозил сестрам хлеба, крупу, сахар, т.е. те продукты, которые не могли замерзнуть на холоде. Прошло 2 года. Стала оживать долина. Построили кирпичный домик с печкой, электричество подвели, телефон. Приехавшие специалисты начали реставрировать пещерные храмы. Возвели сестринский корпус с домовой церковью и трапезной. Позже к обители подводится асфальтированная дорога. Сестер стало прибавляться. Некоторые пришли в монастырь с дочками. Маленькие послушницы учились грамоте у опытных наставниц.На уроках рукоделия вышивали шелком и бисером.В свободное время помогали сестрам в подсобном хозяйстве ухаживать за животными,летом собирали грибы,ягоды,целебные травы. 1 апреля 1999г.Священный Синод Русской Православной Церкви принял и утвердил Устав Спасского женского Епархиального монастыря.Сегодня обитель не узнать.Закончена реставрация всех пещерных храмов.Преобразился и наземный храм в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
На скотном дворе коровы,куры,козочки.Имеется небольшая пасека,огород,сад.Все ухожено,уютно,чистота,порядок,строгость.Воронежско-Борисоглебская епархия и митрополит Сергий,а также настоятельница Костомаровской обители матушка Елена с сестрами делают все возможное с помощью Божией и для дальнейшего процветания монастыря.Ведь столько всего сделано! Низкий вам поклон,дорогие,от всех паломников и прихожан! Вам, и тем,кто начинал.
Сергей Лаврентьев - член Союза журналистов России.
Фото автора
Свято-Спасский женский монастырь находится: 396532 Воронежская область,Подгоренский район,с.Костомарово. тел.8(47394) 54 - 637
https://www.youtube.com/watch?v=itMwtfO9ET4
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 194
Эти места сами по себе прекрасны, зачем их с чем-то сравнивать? Хотя понятно, зачем и кому это нужно. Ведь для кого-то это места паломничества, для кого-то - просто красивые, приятные глазу, места, а для кого-то это мегарентабельный бизнес, а залог успеха бизнеса - грамотный маркетинг. Мало кого тронет обычное описание очередных пещер, коих чуть ли не в каждом придонском селе нарыто, и совсем другое дело, если назвать места эти Русской Палестиной, притянуть сравнение с Палестиной реальной, а особо буйные даже узрели там и долину Кедрон и Гефсиманский сад и чудеса чудесные...
Вынужден Вас огорчить - этот "факт" об Андрее тоже притянут за уши. Не бывал он на Руси.