Из рубрики "ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ".
1606 г. январь.— Межевой обыск в с. Вейне в Городск. ст. Козельского уезда
Тема для тех, кому интересна история нашей малой родины и для тех, кто заинтересован в поиске истоков своего рода. Это документ начала семнадцатого века и его особенностью является то, что более полутысячи наших предков, проживающих в Вейно и в окрестных поселениях (их фамилии в документе перечислены) засвидетельствовали достоверность изложенного в этом документе. Документ сложен к прочтению, но в тоже время, если кто-то заинтересован найти среди перечисленных фамилий фамилию своего рода, то стоит прочесть его. Документ гласит о том, что все эти люди засвидетельствовали, что поселения Дубна, Паком и Долгой, возникли после раздела земель князя Шуйского и передаче их козельскому боярину Фёдору Захаровичу Богданову (- деревня Чернышино и починок Бабин) и Иосифову монастырю в честь успения пресвятой Богородицы (-Вейна, Побуж, Гостьково, Озерно, Железница, Грынь) и коль размещены эти новые поселения на теперь уже монастырских землях, то значит, что и они тоже относятся к монастырским владениям.
В этом документе перечислены сотни людей, проживающих в то время в деревнях и сёлах, расположенных в окрестностях к этим поселениям и когда-то относящихся к Козельскому уезду. Фамилии крестьяне тогда ещё не имели( только своё имя и имя отца, но многие имели прозвища или так называемые уличные фамилии), большее количество этих людей записано просто с именем отчеством, но те кто записаны с уличной фамилией могут оказаться родственниками тех, кто с такой же фамилией сейчас и является уроженцем этих мест. Так что можете неожиданно встретить в этом документе упоминание о ваших далеких предках, скорее всего они в этом перечне и есть, но, если это только имя и отчество, то просто будет трудно понять кто из них.
…И ещё- среди перечисленных свидетелей упоминаются немецкие крестьяне (причем, и крестьяне и их владельцы с русскими именами), интересно было бы узнать, почему они немецкие, и, если у кого-то есть понимание по этому вопросу, поделитесь, пожалуйста, своими соображениями.
1606 г. январь.— Межевой обыск в с. Вейне в Городск. ст. Козельского уезда
(л. 1) Список с отписки и с обыскных речей.
Государю царю и великому князю Дмитрею Ивановичи) всеа Русии холопи твои Сенка Кологривов да Ондрюшко Панин челом бьют. Нынешняго, государь, 114-го году, генваря в 20 день, прислано, государь, твоя государева грамота и выпись с книг дозору и межеванья Кузмы Безобразова да Богдана Измайлова с таварищи к нам, холопем твоим, по челобитью пречистые богородицы Иосифова монастыря игумена Арсенья з братьею. А велено, государь, по твоей государеве грамоте, нам, холопем твоим, взяв с собою тутошних сторонных попов и дьяконов, и старост, и целовалников, людей добрых, сколко пригоже, и старожилцов, в Козелской уезд, в Городцкой стан, пречистые богородицы Иосифова монастыря вотчину в село Вейну з деревнями ехати, да около того села Вейны з'деревнями обыскатн болшим обыском на все четыре стороны, веръсты по две и по три, и по пяти, и по шти, и по десети, и по пятинатцети, и по дватцети и болши, игумены и попы, и дьяконы по свещенству, а детми боярскими и их приказщики, и староста, и целовалннки, и крестьяны твоих государевых дворцовых сел и бортных, и деревень старосты и целовалиики, и крестьяны, и старожилцы, которые с Кузмою Безобразовым да з Богданом Измайловым с таварыщи на межах были, по твоему государеву цареву и великаго князя Дмитрея Ивановича всеа Русии крестному целованью, Козслского уезда в Городцком стану пречистые богородицы Иосифова монастыря вотчины села Вейны з деревнями про лес и про починки, что межовал Кузма Безобразов села Вейны з деревнями с Ывановым поместьем Годунова; тем лесом села Вейны з деревнями за рекою за Вырою от Белевского рубежа, от Мокрищевского стану, что на том лесу к селу Вейна з деревнями на монастырской земле поставили (л. 2) Осифова монастыря починки, починок Дубну да починок на речке па Долгой, да починок Поком, да пустошь Старкове, истари, как то село Вейна з деревнями было за боярином за князем Иваном Петровичем Шуйским, к селу ли к Вейне з деревнями владели, и после князя Ивана, как то село Вейна з деревнями было в твоих государевых в дворцовых селех, и тем лесом того ж ли села Вейны з деревнями крестьяне к тому ж ли селу Вейне з деревнями владели, и после того, как то село Вейна з деревнями дано в Осифов монастырь, и тем лесом Осифова монастыря к селу Вейне з деревнями владеют по старине ли, как владели истары, как было за князем Иваном за Шуйским, а после князя Ивана было в твоих государевых в дворцовых селех, или тем лесом к тому селу Вейне з деревнями, как то село Веино з деревнями было за князем за Иваном за Шуйским, а после в твоих государевых в дворцовых селех, не владели; и будет не владели, и за кем тот лес был истари хто им владел, или тот лес обводной ни бывал ни за кем, стоял порозжен, не владел им нихто; и сколь давно те починки поставълеиы, и хто их те починки поставил, на твоем ли государеве на обводном лесу те починки поставлены, или на отмежеванном лесу Осифова монастыря, что им отмежевално к селу к Вейне и г деревням; и как межовал Кузма Безобразов с Ываном з Годуновым, и тот ли лес был отписан на тебя государя, или оприче того иной лес. Да будет в обыску скажут, что тем лесом за рекою за Вырою от Белевского рубежа, (л. 3) от Мокрищевъского стану, что на том лесу поставлены починки, починок Дубна да починок на речке на Долгой, да починок Поком, да пустошь Старкове, изстари, как то село Веино з деревнями было за боярином за князем Иваном Петровичем Шуйским, к селу к Вейне з деревнями владели, и после князя Ивана, как то село Веино з деревнями было в твоих государевых в дворцовых селех, и тем лесом того ж села Венны з деревнями крестьяне к тому селу Вейне з деревнями владели, и после того, как то село Веино з деревнями дано в Осифов монастырь, и тем лесом 1 Иосифова монастыря к селу Вейне з деревнями владеют по старине, как было изстари, как было за князем Иваном Петровичем за Шуйским, а после князя Ивана, как было в твоих государевых в дворцовых селех, и нам, холопем твоим, и с тутошними сторонними людми, и старожилцы, по выписи с межевых книг, тех меж дозрити и по тем межам ям и граней досмотрити, по тем ли межам Осифова монастыря селу к Вейне землею и лесом, и всякими угодьи владеют, или к тому своему лесу за межами твоим государевым обводным лесом владеют.
И мы, холопи твои по твоей государеве грамоте, взяв с собою тутошних и сторонних попов и дьяконов, и старост, и целовалников, и людей добрых, и старожилцов в Козелской уезд в Городской стан пречистые богородицы Иосифова монастыря вотчину в село ВЕЙНО з деревнями ездили и около того села Вейны з деревнями обыскивали болшим обыском на все четыре стороны, версты по две и по три, и по пяти, и по шти, и по десети, и по пятииатцети, и по двацети, и болшп, попы и дьяконы (л. 4) по свещенству, а старосты, и целовалпики, п крестьяны, и старожилцы, которые с Кузмою з Безобразовым да з Богданом Измайловым с товарищи на межах были, по твоему государеву цареву и великого киязя Дмитрея Ивановича всеа Русии крестному целованью. И в обыску, государь, обыскные люди и старожилцы сказали нам, холопем твоим, что тем лесом, на котором лесу поставлены починки, починок ДУБНА да починок на речке на ДОЛГОЙ, починок ПОКОМ, пустошь Старкове, пречистые богородицы Осифова монастыря вотчины села Вейны з деревнями владеют по старине, как то село Веино з деревнями было за боярином князем Иваном Петровичем Шуйским к селу Вейне з деревнями владел, и после князя Ивана, как то Веино з деревнями было ib твоих государевых в дворцовых селех, и тем лесом того ж села Вейны з деревнями крестьяне к тому селу Вейну з деревнями владели. И мы, холопи твои, с тутошними сторонними людьми и старожильцы, по выписи с межевых книг, тех межей и по тем межам ям и граней досматривали: и тою, государь, землею и лесом, и всякими угодьи Иосифова монастыря к селу к Вейне владеют по тем межам, что в выписи с межевых книг написано, какова к нам, холопем твоим, прислана за дьячьею приписью, что обыскные люди и старожилцы сказали; и за межами мы, холопи твои, твоего государева обводного лесу не наехали. И мы, холопи твои, обыску своего и дозору, и межам список, за поповыми и за Дьяконовыми, и за своими руками послали к тебе, к государю, к Москве и велели отдати в Поместном приказе твоему государеву думному дьяку Семену Чередову да твоим государевым дьяком Рудаку Толмачову да Герасиму Мартемьянову, да Данилу Яковлеву, с сею отпискою вместе. (л. 5)
Список с речей
Лета 7114-го генваря 30 день, по государеву цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии грамоте, в обыску скозали Семену Ивановичи) Кологривому да козелскому губному старосте Андрею Панину
Белевские пашенные слободы петровской поп Терентей да староста Истома Иванов, да целовалник Филип Савельев, да крестьяне: Федор Селиванов, Василей да Федор Сидоровы дети, Филип Фотьяиовъской, Сане Васильев, Фрол Яковлев, Зане Алтухов, Игнат Семенов, Улан Ефимов, Фаля Марков, Мокей Максимов, Сидор Еустратьев, Анисим Степанов, Сенко Иванов, Деменя Сергеев, и все крестьяне дворцовые пашенные слободы. Поп сказал по священству, а староста и целовалник, и крестьяне сказали по государеву цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии крестному целованью: что в Козельском уезде от Белевского рубежу, от села МОКРИЩЕВА лес, и на том лесу в прошлом в 107-м году поставили Иосифова монастыря стали три починки, починок ДУБНА да *починок ДОЛГУЮ, да починок ПОКОМ, на своей иа монастырьской земле, а не на обводной, которой лес монастырю отмежевал от Ивана Годунова Кузма Безобразов да Богдан Измайлов; а преж монастыря владел тем лесом прежней помещик, боярин князь Иван Петрович Шуйской, а после князя Ивана Петровича Шуйского, как было то село Вейна блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии в дворце, тем лесом, на коем те починъки стоят, владели веинские крестьяне. То наши и речи.
Лета 7114-го, генваря в 28 день, по государеву цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии грамоте и наказу в обыску сказали Семену Ивановичи) Кологривому да козелскому губному (л. 6) старосте Андрею Панину боярина и дворецкого князя Василья Михайловича Мосальсково Белевскаго поместья Всрхорутцькия волости ивановской поп Кушн'иса Иван, староста Сава Митин да крестьяне: Таврило Васильев, Антон Федоров, Семен Иванеев, Григорей Иванов, Мотвей Горецкой, Офоня Лепехин, Зв(яга Марков, Яков Власов, Донило Васильев, Корнило Артемов, Фома Кузнецов, Артем Афанасов, Овдей Горьдеев, Матвей Васильев, Данило Васильев, Таврило Терехов, Матвей Дмитреев, Кузма Трифонов, Истома Иванов, Петруха Воронин, Степан Нестеров, Евдоким Кузнецов, Павел Левонов, Максим Федоров, Максим Степыкин, Данило Утешов, Тиша Сухарев, Василей Андреев, Ефрем Останов, Богдан Григорьев, Григорей да Федор Глодевы, Василий да Лукьян Савины, Игнат Олексеев, Захар Олексеев, Сергей Тимофеев, Давыд да Онтон Мишенины, Гурей да Деменя Олексеевы, Пряга да Максим Ерьмаковы, Ефим Власов, Давыд Иванов, Ларя Толдин, Федор Молахав, Роман Атынин, Осип да Логвин, да Сидор Радины, Костя Олексеев, Гриша Зюкин, Клим Тархов, Андрей Раманов, Василей Стригин, Сава Васильев, Селиван Белозеров, Тимоха Шеломов, Игнат Гридин, Василей Курьянов, Комъшила Иванов, Андрей да Михайло Пафомовы, Дюка Яковлев. Поп сказал по священству, а крестьяне сказали, по государеву цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии крестному целованью сказали, что мы как были за Иваном Годуновым во крестьянех и были писцы Кузма Безобразов да Богдан Измайлов, что оне от нашей Верхоруцкой волости отмежавали от Ивана Годунова лес к Осифову монастырю вотчине, к селу Вейне, и межи они поклали и ямы покопали; и после тех писцов, Кузмы Безобразова (л. 7) и Богдана Измайлова, Иосифова монастыря старцы по их отмежеванью на своем лесу три починки поставили: починок Дубну да починок Долгую, да починок Опаком на манастырьском лесу. И ныне те починки стоят на монастырской осифовской земле, а не на отводной. А преж Иосифова монастыря владел тем лесом прежней помещик, боярин князь Иван Петровичь Шуйской; а как отстало то село Вейна от князя Ивана Петровича Шуйскаго, и было в дворцовом, и тем лесом, на коих те починки стоят, владели веинские крестьяне. То наши и речи. А пустошь Сторково Иосифова ж монастыря деревни Грыни пашня. То наши и речи.
Посацькие: архангелской поп Михайло да дьякон Еуфимей, матвеевской поп Григорей, офонасьевъской поп Иаким, троецкой поп Семен, Васильевской поп Андронник, воскресеньской поп Иван, пятницкой поп Никита, степановской поп Олексей. Да белевцы посадские люди: староста Моксим Семенов, Третьяк Костянтинов, Сидор Озаров, Филип Дмитреев, Петруха Демидов, Андрей Никитин, ОбрахМ Фомин, Таврило Сунков, Андрей Околов, Максим Кирилов, Саво Лукьянов, Щюлеп Максимов, Мишко Родин да Василей Васильев, Иев Богданов, Созон Минин, Петруха Семенов да Михайло Васильев, Петруха Оверкеев, Данило Кузмин, Лука Алексеев, Олфер Богданов, Саво Исаев, Митя Мамонов, Митя Андреев, Василей Алексеев, Федор Селиверьстов, Семен Мелехов, Семен Тураев, Парфеи Васильев, Иван Михайлов, Борис Зюзнев, Осип Федоров. Попы и дьяконы сказали по священству, а старосты и целовалники, и посацькие (л. 8) люди сказали 3 по государеву цареву и великого .князя Дмитрея Ивановича всеа Руси крестному целованью, что в Козелском уезде от Белевского рубежа, от села Мокрищева лес, и на том лесу в прошлом, в 107-м году, поставили Иосифова монастыря старцы три починки: починок Дубну да починок Долгую, да починок Паком ’, на своей на монастырьской земле, а не иа обводной, которой лес монастырю отмежевали от Ивана Годунова Кузма Безобразов да Богдан Измайлов. А преж монастыря владел тем лесом прежней помещик, боярин князь Иван Петровичь Шуйской, как было то село Вейна блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии в дворце, тем лесом, на коем те починъки стоят, владели веинские крестьяне. А с прежними писцами и с отьещики, с Кузмою Безобразовым да з Богданом Измайловым, как они тот лес розьезжали и ми с ними на розъезде были; и ныне то Кузмино отмежеванье и ямы, и грани по старине. А пустошь Старково з деревнею з ГРЫНЬЮ в одной околице, монастырьской же.
Козелского уезда князя Никитина поместья Романовича Трубецково, села СЫТИНА георьевской поп Иаким да князя Никиты ж крестьяне: Никита Озаров, Денис Елин, Семен Никитин, Павел Филипов, Роман Васильев, Пофом Иванов, Андрей Васильев, Форя Климентеев; да того4 ж приходу Дружинина поместья Воейкова деревни БЕРЕЗОВОЙ Дружинин приказчик Влас Фролов да крестьяне: Парфен Иванов, Никифор Жданов, Григорей Петров, Илья Лавров, Иван Денисов; (л. 9) да деревни КОРАЧОВОЙ Максимов приказщик Воронцова, Кузма Иванов да крестьяне: Мелех Семенов, Иван Марков, Мартин Кондратьев, Яков Кошкин, Иван Офонасов. Поп сказал по священьству... 5. Белевских дворцовых сел, села СЯХОВА покровской поп Селиван да ивановъской поп Федор, да того ж села Сяхова староста Еся Васильев, да целовалник Наум Гришин, да крестьяне: Конос Кипреянов, Иван Остапов, Василей Чемесов, Иван Белой, Фаля Яковлев, Артем Немилов, Яков Данилов, Семен Васильев, Гур да Поной Бородин, Данило Степанов, Митя Иванов, Василей Яковлев, Ждан Иванов, Терех Кузмин, Макар Родин, Васко Мортинов, Мотфей Онъдреев, Лазар Лукьянов, Фомъко Васильев, Таврило Ларин, Гриша Окулов, Филип Артемов, Софон Михайлов, Тиша Федоров, Фоко Дешин, Ширяй Степанов, Нотар Иванов, Миша Струков, Кондрат Руднев, Озар Микулин, Гриша Желтуков, Иван Филщин, Дорох Трофимов, Истома Григорьев, Курбат, Артем Говоров, Федор Истомин, Черник Иванов, Яков Данилов...7 (л. 10).
Список с речей.
Лета 7114-го, генваря в 28 день, по государеву цареву и великого князя Дмитрея Ивановича всеа Русии грамоте в обыску скозали Семену Ивановичю Кологривову да козелскому губному старосте Андрею Панину белевских дворьцовых сел, села ДУРАКОВА ильинской поп Федор да рожественской поп Игнатей, да николской поп Акил, того ж села Дуракова староста Данило Исаев да целовалник Антон Антипин, да крестьяне: Миня Нестеров, Митя Гаврилов, Иван Тишин, Амельян Курдюмов, Федор Григорьев, Федор Окулов, Федор Михайлов, Иван Игнатьев, Исай Торасов, Демид Ермолин, Исай Ерин, Максим Павлов, Семен Иванов, Архип Карпов, Василей Кондратов, Алексей Ларин, Иван Ефимов, Осип Харитонов, Василей Денисов, Тимон Колинин, Онисим Офонасов, Сте[па]н Коленин, Амельян Ильин, Онисим Офонасов, Степан Кол[ин]ин, Никита Федоров, Денис Лукин, Федор Олексеев, Семен Власов, Иван Тимофеев, Антон Андреев, Никита Федоров, Иван Довыдов, Давыд Сергеев, Кирьяка Степанов, Антон Иванов, Торас Попрыгин, Некрас Григорьев, Игнатей Григорьев, Федор Тимофеев, Миленя Васильев, Иван Васильев, Гриша Тимофеев, (л. 11).1 Офонасьев, Допило Алексеев, Сидор Алексеев, Иван Алхимов, Сокол Семенов, Марко Титов, Филип Данилов, Исай Гаврилов, Митя Самойлов, Иван Васильев, Гриша да Миняк Калугины, Кузма Гришин, Кондра[т]1 2 Иванов, Семен Григорьев, Путала Володимеров, Овдей Головин, Иван Бряев, Федор Ефимов, Офонасей Нестеров, Василей Иванов, Кирей Иванов, Василей Иванов, Милюк Родин, Ермак Меркулов, Гриша Стефанов, Некрас Петрищев, Микифор Семенов, Проня Сапронов, Федос Семенов. Попы окозали Белевского уезду государевых дворцовых сел благовещенские попы, поп Дмитрей да поп Иван, да офонасьевской поп Василей, да того ж Благовещенского стану целовалник Петр Семенов, да крестьяне того ж стану: Карп Семенов, Тихон Волков, Амельян Карпов, Андрей Денисов, Симон Григорьев, Василей Миняев, Курдюк да Василей Яковлевы, Агапои Селиванов, Астаг Агопонов, Федос да Рышко Ивановы, Фома да Василей Дронаев, Стефан да Гриша Митины, Ларя Тимофеев, Офонас Климов, Истома Григорьев, Сила да Федор Говриловы, Таврило Жюков, Микуло Васильев, Малей Иванов, Кузма Трябечник, Клим да Донила Говриловы, Осип Федоров, Андрей Мортинов, Осташ Ласин, Стефан Трошин, Василей Леонов, Офоня Пчелкин, Мартын Федоров, Артем Мартоков, Иван Обелница, Иван Тапа, Донила Торасов, Афоня Андреев, Васюк Ропсанов, Митя Боляскорев, Иван Торубаров, Овдей Санин, Василей Кренов, Артем Ларин Онупреев, Костя Онсифоров, Осип Дронов, Пятой Федоров, (л. 12) Тимоха Гончеров. Микита Гришин, Максим Стефанов, Позняк Офонасов, Иван Тимофеев, Павел Федоров, Первой Ларин, Иван Каншин, Иван Иванов, Богдан Сурин, Филя Иванов, Ширя да Федор Дмитриевы, Лука Максимов, Митя Микулин, Стефан Миленин, Гаврила Васильев, Амельян Ехимов, Иван Игнатов, Кузма Васильев, Ермола козельского уезда, села ГОНИЛОВА пятницкой поп Петр да того же села крестьяне: Прокофей Герасимов да Иван Хлынин, Мотвей Исаев; да ТОРАСОВА починка Андрей Кожин, Иван Торасов, Федор Титов, Понкрат Никитин; да Немировы крестьяне Киреевского деревни КИРЕЕВСКОЙ: Кирей Васильев; Моксим да Иван Долочаи, Тимоха Кузнецов, Овдей Мотвеев, Кирей Тиников; да Семеновы хрестьяне Киреевского деревни ПОВЕТКИНОЙ: Мотвей Ефремов, Гриша Рубец да Петрушка; деревни ЮРИНОЙ приказщик Меншой Михайлов да хрестьяне: Офонасей Снешков да Огофон Дорохов; да Ивана Пушкина хрестьяне деревни МОТИЛОВА: Юрьи Стефанов да Кондрат Михайлов; да Ортемия Голофеева приказщик Гриша Мотвеев да хрестьяне: Тимон Харин да Офонас Моксимов, да Офонас Костентинов; да Федора Чиярина хрестьяне деревни ХРАПКИНА з староста Офомас Занин, Никита Алексеев, Фрол Родионов, Меншик Фотеяв, Харко Костентинов 4...
(л. 13) Сказали Бакинского стану златоуской поп Селиверст да того ж Бакинского Николского приходу, села МОЩИНСКОГО прихожане, Немчиновы хрестьяня Ильины Гокоиова: староста Ждан Петров, Петруха Занин, Василей Федоров, Петруша Семенов; да Семеновы хрестьяне КОШЕЛЕВА: Иван Суровикин Алфер Левонов, Андрей Игнатов; деревни НЕЧАВКИ Криковы крестьяне и Совостьяновы: Антон Федоров, Позняк Михайлов, Васюк Лихин; да Петровы хрестьяне: Васюк Комукин, Труша Иван[ов] \Милена Моксимов; деревни КАРЛОВА: Сила Дешов, Алеша Дементеяв, Ефан Савин, Федор Савин, Петруха Иванов, Мирон Лукьянов; деревни САБАКИНА немецкия крестьяне Тимофея Ондреявы: Гриша Петрухин, Клим Князев, Иван Осипов; деревни КУШКЯНА немецкия крестьяне Павловы и Миколаевы: Андрей Которкин, Сидор Иваи[ов]1, Аввакум Федоров; николския ж прихоженя села МОЩИНСКОГО, немецкие крестьяне Борисовы и Ондреявы: староста Иев Онъдреяв, Семен Федоров, Митя Кондратов, Федор Терехов, Данила Моксимов, Терех Никифоров; деревни БАСКОВА Васильевы крестьяне Лодыжинского: Миша Понов, Илья Сомойлов, Семен Федоров; Муролеевы хрестьяне Лодыжинского Кузма Гугушов, Иван Сенкин; деревни РЕЗАНЦОВА Ермолаевы и Степановы крестьяня Коморова и Макрииского: Иван Тонюков, Тимоха Огуцкой, Клим Иванов, и все крестьяне.
Попы сказали по священьству, а приказщики и старосты, целовалники и крестьяне по государеву цареву и великого князя Димитрия Ивановича всеа Руси крестному целованью: тем, государь, лесам села Вейна з деревнями за рекою, за Вырою, от Белевского рубежу, от Мокрищенского стану, что на том лесу к селу Вейне и з деревнями поставили Осифова 'монастыря крестьяне починки: починок Дубну да починок на речке на Долгай, да починок Поком, да пустошь Старкова, исстори, как то село Вейна з деревнями (л. 14) было за боярином за князем Иваном Петровичем за Шуйским, к селу Вейне з деревнями князя Ивановы веинские и деревенския села Вейны крестьяне тем лесам владели. И после, государь, князя Ивана, как то село Вейна и з деревнями было в государевых дворцовых селех. и тем лесом того ж села Вейны з деревнями крестьяне к тому ж селу Вейне и з деревнями владели ж по старине, как преж сего да монастыря было. И после, государь, того, как то село Вейна з деревнями дано в Осифов 'монастырь, и тем лесом за рекою, за Вырою, от Мокрищинъского стану Иосифова монастыря, крестьяне к селу Вейне и з деревнями владеют по старине, по старому, как владели изстори, как то село Вейна з деревнями было за князем Иваном за Шуйским, а после князя Иванова было в государевых дворцовых селех по старым межам. А тот лес за рекою, за Вырою, на котором Иосифова монастыря крестьяня поставили починки: Дубну, да Долгую, да Поком, не отводной, премой отмежевой Иосифова монастыря, села Вейны и з деревнями, что им отмежевал Кузма Безобразов да Богдан Измойлов с товарищи; и наперед того, опричь того села Вейны и деревенских крестьян, не владел им нихто; владели тем лесом села Вейны и веинских деревень крестьяня.
А пустошь Старкова, а Грынь тож, в одной околице з деревнею з Грынью, и пашня в одном поле з Грынскию пашнею. А в обводе тот лес и пустошь Старково не бывало, и наперед сего тем лесом и пустошью Старковым, опричь села Вейны и веинских деревень крестьян нихто не владел, и в обводе тот лес и пустошь Старкова не бывала. А починки, государь,— Дубна поставлена на монастырском лесу, от села Вейны с версту, да починок Долгоя — от села с полверсты, да починок Поком —от деревни от Грыни с версту, после того как отмежевал Кузма Безобразов да подьячей Иван Костентинов с Ываном з Годуновым. И тот лес был спорной, и отписан иа государя, а опричь того, иного Кузма Безобразов на государя не отписывал. И в 103-м году тем лесом и землею блаженные памяти государь царь и великий князь Федор Иванович всеа Русии (л. 15) пожаловал по старине, велел отдати Иосифова монастыря к селу Веиие з деревнями; а в обводе тот лес не бывал, и не владел им нихто, а поставили Иосифова монастыря крестьяня села Вейны з деревнями те починки после писцов, Елизарья Ржевского с таварыщи, да Кузмы Безобразова, да Богдана Измайлова с товарыщи ж, в 107-м, тому осмой год, на своем монастырском отмежеваном лесу, а не на обводном лесу, а обводного лесу за межами, что межевал Кузма Безобразов да Богдан Измайлов с товарыщи, и починков нет. А пришли к тому монастырскому лесу смежной земли боярския и детей боярских поместныя Белевъского и Козелского уезда. То, государь, наши и речи.
И всего в обыску попов 26 человек, приказщиков 10 человек, старост 12 человек, целовалников 5 человек, крестьян 496 человек.
Всего 549 человек.