23 марта исполнилось бы 92 года самому известному грузинскому сыну «турецкоподанного» Арчилу Гомиашвили. Актер сыграл немало ролей в театре и кино, но для большинства зрителей остался актером одной роли. И это нельзя назвать случайностью, ведь он был во многом похож на великого комбинатора и в реальной жизни. Авантюризм был у него в крови: техникум он бросил из-за того, что связался с хулиганами, из школы-студии МХАТ его исключили за драку, в 44 года он согласился сыграть 28-летнего Остапа Бендера, а в 62 решил бросить кино, занялся бизнесом и разбогател. О его приключениях можно было бы написать не менее занимательный роман.
О крутом нраве и авантюрном характере Арчила Гомиашвили слава ходила с самой юности. Впрочем, как и о его художественных и артистических способностях. Во время учебы в художественном техникуме Тбилиси он получил заказ на оформление спектакля в местном театре – в ту пору там как раз работал Георгий Товстоногов, который обратил внимание на талантливого юношу. Однако проучился он недолго – Арчил бросил техникум, так как завел дружбу с вором в законе Джабой Иоселиани и однажды угодил в тюрьму, когда его арестовали с компанией хулиганов.
Судьба была благосклонна к Арчилу Гомиашвили и нередко давала ему вторые шансы. Товстоногов посоветовал ему попробовать себя в актерском искусстве, и юноша отправился в Москву. Ему не составило труда поступить в школу-студию МХАТ, но и оттуда его отчислили: в кафе он устроил драку с погромом. Пришлось вернуться в Грузию, где его приняли в Академический театр.
Кинодебют состоялся у Арчила Гомиашвили только в 31 год. Но до 44 лет его имя большинству зрителей ни о чем не говорило, пока он не появился на экранах в образе Остапа Бендера. Сначала он примерил на себя этот образ в моноспектакле, в котором актер играл и пел за всех героев сразу. Однако в фильме Леонида Гайдая вместо него зрители могли бы увидеть Владимира Высоцкого, Владимира Басова, Валентина Гафта, Евгения Евстигнеева, Андрея Миронова, Спартака Мишулина, Александра Ширвиндта, Николая Рыбникова и даже Муслима Магомаева – все они проходили пробы на эту роль. Гомиашвили даже не было в этом списке, пока кто-то из ассистентов режиссера не предложил ему обратить внимание на актера, который уже много лет играл Бендера в театре.
Когда Леонид Гайдай увидел Арчила Гомиашвили на театральной сцене, у него пропали все сомнения – перед ним был настоящий Бендер, и актер получил эту желанную для многих звезд советского кино роль, несмотря на то, что он был куда менее популярен у публики, и к тому же старше своего героя на 16 лет. Эта роль стала для него настоящим триумфом. После выхода фильма на экраны актера пригласили на торжественную встречу Совета министров СССР, где вручили ему ключи от трехкомнатной квартиры в одной из знаменитых сталинских высоток.
Возможно, попадание в образ было настолько точным благодаря тому, что у актера на самом деле было много общего с его киногероем. Так же, как Бендер, Гомиашвили был склонен к авантюризму, так же, как он, пользовался неизменным успехом у женщин. Его связывали романтические отношения с режиссером Татьяной Лиозновой, актрисами Людмилой Целиковской и Татьяной Окуневской.
Переехав в Москву, Гомиашвили устроился в Театр имени Ленинского комсомола, но не нашел общего языка с режиссером Марком Захаровым и ушел в другой театр. Из-за своего непростого характера он часто конфликтовал с режиссерами. После съемок в «Двенадцати стульях» актер не разговаривал с Леонидом Гайдаем 6 лет из-за того, что тот не дал ему озвучить роль – Бендер не должен был говорить с грузинским акцентом. Кроме того, они постоянно спорили на съемочной площадке – актер часто не соглашался с режиссерским видением его образа. «Хотел сыграть живого Остапа, для меня важна была прежде всего его личность, а потом уже его крылатые слова. Режиссер же своими комедийными идеями задавил серьезного и неоднозначного героя. Ведь Гайдай ни разу не заглянул в душу великого комбинатора! Когда я увидел фильм, у меня волосы дыбом встали. Сказал Гайдаю: «Если бы я знал, что ты такой дерьмовый режиссер, я бы у тебя не снимался». Он ответил: «Если бы я знал, что ты такой дерьмовый артист, я бы тебя не снимал», – рассказывал актер.
Хотя Гомиашвили продолжал выступать на театральной сцене и сниматься в кино, где только в образе Сталина он появлялся 5 раз, ему так и не удалось повторить своего триумфа после «Двенадцати стульев». В конце 1980-х гг. актер попробовал свои силы в качестве сценариста и режиссера, а вскоре и вовсе решил сменить сферу деятельности. Предпринимательский талант был у него всегда, но по-настоящему реализовать его получилось только в 62 года, после того, как Гомиашвили ушел из кино.
Версий о том, откуда у актера появился стартовый капитал, было несколько, некоторые – вполне в духе Бендера. По одной из них, однажды в одном из немецких казино Гомиашвили поставил на удачу последние 100 марок – и выиграл 100 тысяч. По другой – он заработал их на игорном бизнесе в течение 5 лет, проведенных в Германии. Как бы то ни было, эти деньги он вложил в собственный бизнес: основал клуб «Золотой Остап», на базе которого открыл один из самых модных ресторанов начала 1990-х гг. Предприимчивость актера заставляла многих проводить параллели между ним и Остапом Бендером, на что он отвечал: «Я энергичный человек, бизнесмен. Но всем в своей жизни обязан честному труду, это для меня единственный способ зарабатывания денег. Бендер – романтик, в этом мы с ним очень похожи».
На склоне лет Арчил Гомиашвили осуществил мечту своего самого известного киногероя: он разбогател и успешно вел дела не только у себя в стране, но и за границей. Немалые средства бывший актер тратил и на благотворительность: помогал студентам ВГИКа и пожилым грузинским артистам, оказавшимся на грани нищеты. В 78 лет у Арчила Гомиашвили диагностировали рак на поздней стадии. К сожалению, спасти актера не удалось. 31 мая 2005 г. он ушел из жизни.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 33
Не могу сказать кто лучше , Юрский или Гомиашвили. По мне они оба отлично отыграли.
У каждого своё.