Как будто она знает все о моем детстве, моем настоящем, моем будущем, как будто она может видеть меня насквозь».
Чувства Шагала к любимой жене находят отклик у любого, кто когда-либо по-настоящему любил. Он открыто обожал свою жену, и она тоже обожала его. Белла была музой Шагала, воплощением его основополагающих картин, изображающих персонажей, плавающих в блаженном состоянии.
С того момента, как они влюбились друг в друга в 1909 году, Марк Шагал и его жена Белла, казалось, разделяли особый взгляд на мир. Белла была талантливой писательницей, и ее описание их первой встречи в словах похоже на картину Шагала: «Когда вы мельком увидели его глаза, они были такими голубыми, как будто упали прямо с неба. Это были странные глаза… длинные, миндалевидные… и каждый, казалось, плыл сам по себе, как маленькая лодка».
Известно, что он часто изображал себя и Беллу летящими вместе, как будто их общая радость имела такую физическую силу, что она отменяла сам закон гравитации.
История Шагалов примечательна еще и тем, что они пережили очень многое из истории ХХ века на собственном опыте. В 1911 году, оставив Беллу в России, Марк отправился в Париж, тогдашний центр модернистского движения в западном искусстве. Вскоре он добавил нечто революционное. «Под его влиянием метафора триумфально вошла в современную живопись», — сказал позже Андре Бретон, который считал Шагала отцом сюрреализма.
Марк вернулся в Витебск в 1914 году, чтобы жениться на Белле, но из-за начала Первой мировой войны они оказались в ловушке в России. Они переехали в Санкт-Петербург и оказались свидетелями русских революций. Затем, на краткий, пьянящий момент, авангард стал новым истеблишментом в русском искусстве, и Марка пригласили на должность комиссара изобразительных искусств. Белла разумно посоветовала ему отказаться, но он принял предложение открыть в Витебске новую художественную школу. Однако официальное мнение относительно того, что такое настоящее пролетарское искусство, быстро устоялось, и Марк был вынужден уйти из школы. Если не считать короткого и радостного периода работы над декорациями для Московского театра «Идиш», его работа теперь не приветствовалась в России.
Он, Белла и их пятилетняя дочь Ида уехали из России в 1922 году и больше никогда не возвращались. На протяжении 1920-х и 30-х годов они с ужасом наблюдали издалека, как еврейская родина их юности систематически разрушалась сначала коммунистами, а затем нацистами. Белла долгое время пренебрегала писательством, чтобы поддержать Марка в его живописи, но в последние несколько лет жизни в изгнании в Нью-Йорке она решила написать лирические мемуары на идише «Горящие огни» о своем детстве в Витебске.
В 1944 году Белла умерла от инфекции горла, которую теперь можно было легко вылечить антибиотиками.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1