Мы не встретим их аналогов у животных. Гнев, страх, тревогу – пожалуйста. Тревожный заяц – затаивается. Разгневанный лев – нападает. Испуганная лань – убегает. А где вы видели волка, испытывающего угрызения совести за то, что сожрал всех зайцев в округе или обиженного на жизнь бобра?
Почему у животных нет, а у нас есть?
Наверное, у нас есть что-то такое, чего нет у животных. И это что-то продуцирует обсуждаемые эмоции.
Так что у нас есть, а у них нет?
Разумеется – ум! Думаю, вы легко догадались. А что ещё?
Человек не просто стайное животное. Человек животное общественное. Другими словами, в процессе кооперации мы вступаем в предполагающие взаимообмен отношения: если я хочу претендовать на что-то от своего партнёра, то я, в свою очередь, тоже должен предложить ему некую ценность (рис. 47).
Отношения можно представить в виде весов. На одной чаше которых ваш вклад, на второй – вашего партнёра. Равновесное состояние означает, что вы оба удовлетворены. Но если, к примеру, ваш вклад кажется вам более значимым, в то время, как вы уверены, что партнёр недорабатывает, то возникает обида и раздражение:
– Как это так?! Я тут для него стараюсь изо всех сил, а он даже спасибо сказать не удосужился!
Если же вы убеждены, что вклад партнёра куда больше вашего собственного, то быть вине.
– Мама-то ради меня жизнь положила, а я такая неблагодарная…
Вроде бы всё закономерно, недодал – чувствую себя виноватым, мне недодали – обижаюсь. Но есть одна загвоздка: кто оценщик? Кто тот, кто определяет, каким должен быть вклад в отношения каждого из партнёров?
Никита Петров книга «Управление эмоциями», глава «Вина и обида»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев