С начала июля Польша ввела практически бестоварное перемещение через границу. Параллельно Варшава увеличивает контингент своих войск в пограничной зоне и продолжает делать информационные вбросы о готовности полностью закрыть границу.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Когда в 2020 году Литва и Польша в одностороннем порядке незаконно перекрыли Беларуси доступ к портам на Балтике, мы оперативно перестроили нашу логистику на российские порты, начали развивать транспортное сообщение, включая модернизацию инфраструктуры, с нашими партнерами по ЕАЭС, Китаем. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Сегодня мы наращиваем объемы перевозок, а литовское и польское руководство ежегодно считает потери, исчисляемые сотнями миллионов долларов.
Из интервью международному информационному агентству Казинформ, 3 июля 2024 года.
🔺Бутерброды в сторону
Единственные оставшиеся погранпереходы на белорусско‑польской границе «Брест — Тересполь» (для пассажирского перемещения) и «Козловичи — Кукурыки» (для грузового) сегодня напоминают скорее ад, нежели таможенные переходы. Без удобств и в жару люди стоят в очередях на протяжении 30 — 40 часов. Польские пограничники целенаправленно работают неритмично. В один час могут оформить лишь два транспортных средства. Все это выглядит как специальная психологическая операция, призванная вызвать у граждан недовольство.
Однако цена такой гибридной атаки оказывается иногда очень высокой. 4 июля на границе случилась трагедия. На терминале «Малашевичи» 65‑летний мужчина, гражданин Польши, водитель фуры, вышел из машины, не выдержав изнурительного ожидания, и потерял сознание. Прибывшая скорая помощь констатировала смерть. Он должен был получить транзитный документ, разрешающий проезд через ЕС до места разгрузки товара.
Банальный дискомфорт дополняется экстравагантными нововведениями. С июля польская сторона ввела, по сути, только бестоварный переход через границу как в одну, так и в другую сторону. В Польшу попросту не впустят даже с бутылкой воды или бутербродом. Такие меры соседи объясняют вступлением в силу постановления ЕС 2024/1865 от 29.06.2024, а если точнее, то статьи 1bb, в которой описывается перечень товаров, вещей и продуктов, которые не могут перемещаться через границу с Беларусью.
Список запрещенных вещей длинный. Но он не должен касаться товаров для личных нужд. Однако, видимо, соседи‑пограничники решили иначе.
🔺Муравей и его ошибка
На этом фоне из Варшавы уже на протяжении месяца доносятся угрозы о возможности полностью закрыть границу. Причины называются разные. Как говорится, было бы желание, а повод всегда найдется.
Однако удивительным образом подобные высказывания чиновников в Варшаве совпали с визитом в Пекин президента Польши Анджея Дуды. Он даже попробовал пошантажировать Пекин и Минск. На этот счет в Польше даже сочинили рассказ о польском муравье, решившем покрутить хвостом китайского дракона. Понятно, что из этого могло выйти. После встречи с Си Цзиньпином Анджей Дуда указал, что не может разглашать никакие подробности разговора, то есть фактически признал провал своей интриги.
Более того, теперь официальная Варшава уже не говорит так прямо о закрытии границы. Дело в том, что оставшиеся погранпереходы являются единственными, через которые проходит северный сухопутный трансконтинентальный коридор китайского «Пояса и пути».
Понятно, что шантаж Варшавой Пекина не увенчался успехом. Пример соседней Литвы и ее синофобской политики показывает: потери несет именно сторона, решившая «покрутить хвостом китайского дракона».
🔺Удар по железным дорогам
Можно говорить и о потенциальных и безвозвратных потерях для польских железных дорог в случае закрытия сообщения с Беларусью. Дело в том, что крупнейший железнодорожный грузовой перевозчик Польши PKP Cargo сталкивается с серьезными проблемами. Компания переживает финансовую нестабильность, снижение доли рынка и проблемы с управлением.
Компания уже объявила, что планирует уволить до 4142 сотрудников — около 30 процентов от общей численности рабочей силы. Увольнения коснутся специалистов различных профессиональных групп и должны завершиться к 30 сентября.
Чтобы оценить проблемы железнодорожных грузоперевозок в Польше, следует просто посмотреть на падение стоимости компании с 1 млрд евро в 2015 году до 141 млн евро в 2023‑м, а ее доля рынка упала с 56 до 33 процентов. В конце прошлого года долг составил 470 млн евро.
На фоне этих проблем хорошим подспорьем для реструктуризации долга польского железнодорожного грузоперевозчика было бы наращивание перевозок через Беларусь прежде всего в рамках китайского проекта «Пояс и путь». Закрытие же всего сообщения через нашу границу может привести к еще большему удару по PKP Cargo. Но, видимо, Варшаву это не сильно заботит.
🔺Милитаризация и новые стены
Не отстают в своей эскалации и польские военные. Замминистра обороны Павел Бейда уже проанонсировал планы о привлечении к охране границы 17 тысяч военнослужащих в рамках так называемой программы «Восточный щит».
Непосредственно у своих рубежей Варшава готова дислоцировать 8 тысяч военнослужащих. Также 9 тысяч военных будут находиться в состоянии постоянной готовности, чтобы в любой момент иметь возможность оказаться на границе с техникой и оружием в течение 48 часов. Новый виток милитаризации будет сопровождаться шестимесячной операцией «Безопасное Подлясье», которая начинается 1 августа.
На этом фоне увеличивается обеспокоенность не только белорусской стороны, но и еврочиновников. Комиссар Совета Европы по правам человека Майкл О’Флаэрти направил письма главам правительства и парламента Польши относительно ситуации с мигрантами, где довел информацию, что официальная Варшава не соблюдает обязательства по миграционной политике.
🔺Беларусь настроена на диалог
На этом фоне белорусская сторона демонстрирует миролюбивую политику и стремление к диалогу. Подтверждением тому является инициатива Президента Беларуси Александра Лукашенко средствами дипломатии урегулировать наши отношения с соседями.
Однако вызывает сомнение готовность Варшавы не давить, как выражаются сами польские чиновники, но садиться за стол переговоров и договариваться. На этом фоне положительным примером для Польши может послужить решение Венгрии по облегчению получения проездных документов для посещения этой страны.
Предприниматели против
Для повышения нервозности польские центры информационно‑психологических операций делают вбросы через различного рода чаты и тематические группы в социальных сетях об опасности закрытия границ. Первыми возмутились подобными новостями предприниматели Люблинского воеводства. Их коллеги по Подляскому воеводству на себе продемонстрировали цену подобных решений. Только за 2023 год они потеряли как минимум 124,5 млн евро. Варшава же согласилась им компенсировать лишь 1,5 млн.
Предприниматели северных поветов Люблинского воеводства в большинстве своем живут за счет логистики, перевалки грузов и транзита. Погранпереходы через Буг являются старейшими между Беларусью и Россией и действуют еще с советских времен. Поэтому для бизнеса Бялы‑Подляски закрытие границ станет ударом.
Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев