Коромысло - первостепенный предмет сельского быта. Коромысло помогает нести, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое.
Старики говаривали, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить воду в ведрах на коромысле. А паренек считался уже отроком, когда начинал носить воду таким способом.
Когда идешь за водой, два пустых ведра должны быть в левой руке, а само коромысло - в правой.
Ведро на коромысло цепляют сначала одно, затем другое. Еще надо уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Иногда бывает, слетит при этом у неумехи ведро с крючка коромысла прямо в колодец. Копайся потом, доставай. А как приятна на вкус вода из криницы, да еще из того ведра, которое принесла на коромысле родная матушка.
Один из свадебных обрядов - жених и невеста несут воду на коромыслах. А народ идёт сзади и смотрит, насколько сухая дорога осталась. Кто воду разливает - тот силу в семье сберечь не сможет. Если много пролили - обряд не прошли - свадьба на год откладывается.
На Руси живут коромысла разной формы. Наиболее распространены коромысла выгнутой формы - дугой. Их выгибают из распаренной древесины в форме дуги. Коромысло такого типа удобно ложится на плечи женщины, придерживающей его руками. Ведра, надетые на концы коромысла в специально вырезанные для этого выемки, почти не качаются при ходьбе.
Во многих деревнях встречались также коромысла, вырезанные из широкой и прочной доски. Прямая доска зауживалась к концам, а в середине имелась выемка для шеи женщины. Ведра с водой закрепляли на длинных крючках, спускавшихся вниз с концов коромысла.
Коромысло в виде круглой в сечении палки, хорошо известное в Западной Европе, у руских встречалось редко. Оно неудобно в использовании, так как палка сильно давит на плечи. С его помощью русские крестьянки чаще всего переносили с реки выстиранное белье. При этом коромысло несли две женщины: один его конец лежал на плече идущей впереди, другой - на плече идущей сзади.
О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц:
«Два братца хотят подраться, да руки коротки»,
«Двое купаются, а третий дивуется»,
«Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит».
«Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца».
«Ремесло не коромысло, плеч не оттянет».
«Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!»
ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОРОМЫСЛА
Мастера, умевшие делать легкие, удобные и красивые коромысла, были в каждой местности. У изделий талантливого мастера был свой почерк, и их легко было отличить по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с ведрами. Поздней осенью или ранней весной, когда древесина отличается особой гибкостью, отправлялся мастер в лес за сырьем.
Чаще всего для изготовления коромысла выбирают ива, липа, осина, орешник (лещину), клен, бук, реже - из сосну и ель. Древесина, идущая на коромысла, должна быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию.
В качестве заготовки для коромысла подбирают дерево толщиной посредине 5...7 см и длиной 190...210 см. В зависимости от толщины древесного ствола, кряж раскалывают на две или четыре части, называемые колотьем. Из него вытесывают прямоугольные заготовки. Каждую заготовку стесывают в середине до определенной толщины, а затем распаривают.
Известно множество способов распаривания древесины перед гнутьем, например на костре. При первом способе заготовку вымачивали, а затем прогревали над пламенем, при втором — ее зарывали в землю на месте будущего костра. Через определенное время, когда костер угасал, разгребали угли и извлекали из земли окутанные паром заготовки. Их тут же вставляли в гало — приспособление для гнутых коромысел, дуг, санных полозов и ободов.
Распарить заготовку можно с помощью паяльной лампы. Вымоченную в пруду, речке или ручье заготовку прогревают в середине паяльной лампой до появления пара. Чтобы древесина не подгорела или (еще хуже) не обуглилась, пламя держат на оптимальном расстоянии, которое определяют опытным путем.
Разогретую заготовку вставляют в гнутарное приспособление, которое представляет собой массивный щит с набитыми на нем брусьями. Брус, одна из кромок которого соответствует изгибу коромысла, называют шаблоном, а с прямой кромкой — упором. Вставив заготовку в гнутарное приспособление, между ней и упором забивают с двух сторон два клина. Вместо двух широких можно забить несколько более узких клиньев. При расклинивании заготовка согнется и плотно прижмется к бруску-шаблону.
Согнутую заготовку сушат в гнутарном приспособлении, которое должно находиться в отапливаемом помещении или в любом другом месте, имеющем достаточно высокую температуру. Когда через несколько дней заготовка подсохнет, наплечная часть коромысла приобретает дугообразную форму. Массивные концы заготовки стесывают с двух сторон так, чтобы образовавшиеся пласти шли под прямым углом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев