Чрезвычайно грустная книга, меланхоличная, снимающая одну за одной все маски с перепуганного лица заблудившегося человека. Богатство суетно, мудрость относительна, смерть неизбежна, справедливость желаема, но незаметна. И все оттого, что свет Воскресения отсутствует в этой книге. Еще не открыто Небо, еще не омыты грехи и не искуплен человек. И если у других пророков есть надежда и все сердце их в будущем, в царстве Мессии, то у Екклесиаста есть только круговращение одного и того же и неизменная грусть от созерцания этого огромного крутящегося колеса. Таково же мировоззрение Омара Хайяма, такова же грусть мудрецов Востока. Книгу Екклесиаста нужно прописывать как лекарство людям суетным и взбалмошным, не умеющим сконцентрироваться ни на одном предмете надолго. Тем, кто вопреки очевидностям и неизбежностям хочет превратить жизнь в нескончаемый праздник. Тем, кто упорно не замечает или делает вид, что не замечает глубокую трагичность человеческого бытия.
Бывает коллективный оптимизм, навязанный официальной идеологией. Это находим в истории. А бывает никем вроде не навязываемая, массовая придурошливость, когда кругом одно «хи-хи» и «ха-ха» как проявление общей игривости и якобы беззаботности. Может, это просто коллективный невроз, просто попытка скрыться в стихию смеха как в норку или разрядить накопленную нервную усталость. Жить ведь тяжело, а думать страшно. И вот уставший и перепуганный человек бежит туда, где хохочут. Бежит так, как бежит испуганное дитя, чтобы уткнуться в мамины колени.
При этом смех у нас вполне публичен, вписан в общественные нормы и привычки. Как говорил в сердцах герой – он же и автор – поэмы «Москва – Петушки» (текст даем без купюр):
«О, позорники! Превратили мою землю в самый дерьмовый ад – и слезы заставляют скрывать от людей, а смех выставлять напоказ! О, низкие сволочи! Не оставили людям ничего, кроме “скорби” и “страха”, и после этого – и после этого смех у них публичен, а слеза под запретом!..» (Ерофеев В. Москва – Петушки. Глава «113-й километр – Омутище»).
Действительно, смеяться можно не стыдясь на людях, а чтоб поплакать, нужно хорошенько спрятаться от чужих глаз и фальшивого сострадания. Отчасти потому и святая Библия у нас отсутствует в общественном пространстве. Еще бы! Там в Ветхом Завете сказано:
О смехе сказал я: глупость!, а о веселье: что оно делает (Еккл. 2: 2). И еще: Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это – суета! (Еккл. 7: 6).
А в Новом Завете тоже находим:
Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6: 25).
Или такое:
Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль (Иак. 4: 9).
Возьмешь Библию в руки – и не смешно сразу. А смеяться хочется. Значит, долой Библию! Вот так и живем.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев