1000 ШАГОВ В ИСТОРИЮ
«Образ жизни- советский»
Из воспоминаний Долгановой Клавдии Ивановны, Почетного гражданина Санчурска: «На примере своей родной деревни Пьянково, мне хочется рассказать о жизни сельских тружеников в 30-е, 40-е годы ХХ века. У каждой деревни были свои традиции, свои герои и своя история. В нашей деревне было 64 хозяйства, около 300 человек населения. В основном крестьяне середняки, бедных было хозяйства три, но это были нерадивые люди, работать не любили, старались жить за счет других. Крестьяне жили единолично, имели свою землю по едокам (членам семьи). Многие в хозяйствах имели лошадь. Кроме сельского труда, занимались кустарным промыслом - делали сани, были мастера-жестянщики, сапожники, мясники, но больше всего было кулёшников. В деревне был филиал Санчурской артели «Кустарь». Члены артели получали мочало, а готовую продукцию - кульё, рогожи, веревку сдавали. Каждый старался сделать больше, за перевыполнение плана выдавали премии. Кульё ткали только зимой, поэтому многие работали круглые сутки. Большие семьи работали в две смены: с 8 часов утра до 24 часов, и с 24 до 8 утра. Детей привлекали к работе с детства, с 5-6 лет. Работали шесть дней, в воскресенье отдыхали, с утра, прибрав скот, выходили на улицу, играли в игры, пели песни, зимой катались на санках с горок. В школе учились мало, не отпускали родители, редко кто заканчивал 4 класса. Научатся писать свою фамилию и бросают школу, нужно было работать. Было в деревне много неграмотных и малограмотных, в 30-е годы организовывали кружки «Ликбезы». Желающих учиться было очень много. Учителями были школьники. Большинство крестьян были верующими, соблюдали религиозные праздники и обряды. В домах были иконы, но в церковь ходили очень редко, только по годовым праздникам- Пасха, Рождество.
Жили в деревне хорошо, весело, земли были плодородными, обрабатывали землю и ухаживали за посевами с душой. Все деревни и поля были обнесены изгородью из жердей. При въезде и выезде в деревню стояли широкие ворота, которые закрывались. Боялись, чтобы скот на поля не попал. Для выгона скота на луга были прогоны из жерди. В каждом хозяйстве было много скота. Весной гусям делали метки и отправляли на луга под Заозерье за 4 километра. Оставляли там на все лето, до осени. Летом сходят посмотреть: если куда уйдут гуси, то хозяева идут по деревням искать. И в каждой деревне тебе сразу скажут, есть или нет прибылой скот. Для посевов использовалась каждая четверть земли. Дороги по полю были узкими, рядом узенькая тропинка, чтобы пройти в соседнюю деревню. У дороги, в полях стояли ветряные мельницы и кузницы, в тени которых укрывались прохожие от жары и отдыхали.
В 1932 году в деревне Пьянково начали создавать колхоз «Рассвет», в 1936 году становление колхоза закончилось. В него вошли 58 хозяйств. Техники в колхозе не было. Жали, сеяли, косили вручную. Редко, на весеннюю посевную из Санчурской МТС посылали трактор, комбайн, на которых работали даже ночами. По окончании сенокоса, в деревне звонил колокол, все вместе шли с лугов с граблями, вилами, пели песни и плясали. Даже в соседних деревнях знали, что в такой-то деревне закончилась работа. Итог сельскохозяйственного года- осень. Закончатся полевые работы, рассчитается колхоз с государством, засыплет в закрома зерно для будущего урожая, заготовят корма на год и выдадут колхозникам на трудодень. В довоенные годы трудодень был богатым, одного только зерна выдавали по 6-8 кг, да еще горох, лен, льняное семя, солому. Колхозники, насколько бы не были большие семьи, на год себя обеспечивали всем, а излишки везли на базар продавать. Хорошо поработали, обеспечили себя на год всем, наступала пора свадеб. И небольшая передышка до весны.
…Вспоминаю… Идешь по полю, сердце радуется, рожь выше твоего роста, тишина, поют птицы, стрекочут кузнечики. Душу переполняет любовь к родной земле, к своей Родине».
Стилистика и орфография оригинала сохранены.
Материал из фондов Санчурского исторического музея.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев