Неаутентичный* человек
Писатель-фантаст Филип К. Дик увидел нечто очень похожее на этот сценарий, происходящий в современном мире.
Через призму грязных научно-фантастических романов он исследовал вопросы о том, что в конечном итоге реально и что составляет подлинного человека. Он использовал диковинные и причудливые сюжетные приемы, чтобы провести своих персонажей через перевернутые реальности и искаженные психологические ландшафты.
И в результате своих исследований он пришел к выводу, что:
"… [Т] бомбардировка псевдореальностей начинает очень быстро производить неаутентичных людей, фальшивых людей - таких же фальшивых, как и данные, давящие на них со всех сторон ..."
Фальшивая реальность создаст фальшивых людей. Или фальшивые люди будут создавать фальшивые реальности, а затем продавать их другим людям, превращая их, в конце концов, в подделки самих себя.
Таким образом, мы заканчиваем тем, что фальшивые люди изобретают фальшивые реальности, а затем продают их другим фальшивым людям.
Похожие темы появляются в популярной и маргинальной культуре.
В фильме «Матрица» мы видим ложную реальность, поддерживаемую таинственными агентами, которые могут входить и выходить из тел обычных людей, как если бы они были одеждой.
Исследования паранормальных явлений такими людьми, как Джон Кил, Жак Валле и другие, также предполагают существование сверхземных обитателей, расы существ, которые развивались вместе с нами на планете Земля.
Считается, что они маскируются, адаптируя образы, извлеченные из человеческих умов и культур, с которыми они взаимодействуют.
Другими словами, они представлялись древним как ангелы и демоны, средневековым людям как феи и гоблины, а нам сегодня как инопланетные посетители.
Другие угрожают, что бездушный человек может принимать у себя эти и другие типы сущностей и энергий, действуя как своего рода пустой сосуд или органический портал.
Карлос Кастанеда « Дон Жуан отголоски этого чувства в Активнаой стороне бесконечности предполагал, что злые существа или „хищники“ стремятся контролировать нас, «отдавая нам свой ум», который полон «алчности, жадности и трусости» и который сохраняет нас «самодовольными, рутинными и эгоистичными».
К сожалению для нас, не только авторы научной фантастики и оккультисты исследовали подобные идеи. В «реальной жизни» подобные представления о людях как о принципиально лишенных души укоренились среди психологов, которые в середине 20- го века придерживались философии бихевиоризма и элиминативного материализма.
Короче говоря, эти мыслители (возможно, парадоксально) считали, что внутренние человеческие состояния - не что иное, как фикция, примитивная «народная психология» и что только внешне наблюдаемое поведение имеет какое-то реальное значение.
Они считали такие концепции, как вера, желание, страх, любовь - даже разум и душа - несостоятельными, ненаучными и, следовательно, в конечном итоге нереальными и бесполезными.
Известный бихевиорист Б. Ф. Скиннер сформулировал стремление к упразднению «внутреннего человека» в своей книге «За гранью свободы и достоинства» следующим пугающим отрывком:
"Отменяется автономный человек - внутренний человек, гомункул, обладающий демон, человек, защищаемый литературой свободы и достоинства."
Его отмена давно назрела.
Автономный человек - это устройство, используемое для объяснения того, что мы не можем объяснить никаким другим способом. Он был создан из нашего невежества, и по мере того, как наше понимание увеличивается, само вещество, из которого он состоит, исчезает.
Наука не дегуманизирует человека, она дегомункулирует его, и она должна сделать это, чтобы предотвратить исчезновение человеческого вида. Человеку автономному мы с готовностью говорим: «Скатертью дорога».
Только лишив его владения, мы можем обратиться к истинным причинам человеческого поведения. Только тогда мы сможем перейти от предполагаемого к наблюдаемому, от чудесного к естественному, от недоступного к управляемому.
На первый взгляд сильное тематическое сходство связывает воедино основы философии Скиннера и эзотерической философии, такой как философия Гурджиева. Оба лишают людей всякой врожденной души.
Скиннер, однако, похоже, упивается этой мыслью, потому что это означает, что человеческое поведение может контролироваться теми, у кого есть сила и желание сделать это. По сути, это Святой Грааль научно обоснованных тоталитарных систем управления.
Применительно к мировым событиям это может помочь объяснить бесчеловечные зверства, которые мы наблюдаем в глобальном масштабе каждый день.
С другой стороны, у нас есть такие люди, как Гурджиев, которые следуют по стопам древних гностиков, и после того, как познакомили нас с нашей фундаментальной дилеммой, вместо того, чтобы праздновать ее, наметили для нас выход из оков пустого, автоматического и управляемого существования.
Бог безумен?
В своей новаторской книге 1967 года «Политика опыта» психиатр Р. Д. Лэнг выдвинул все еще революционную идею о том, что психическое заболевание - это вообще не болезнь.
Напротив, это (может быть) процесс исцеления, посредством которого человек преодолевает невозможность своей собственной ситуации и безумие культуры в целом. По его мнению, не отдельные люди были фундаментально разрушены, а культура, которая была опасной и безумной, искажая и ломая естественного человека в искусственные рамки местного культурного существования.
Древние гностики продвинули эту идею на несколько шагов дальше.
Некоторые секты учили, что этот материальный мир был создан Демиургом, безумным богом-творцом, который ошибочно и эгоистично считал себя единственным истинным богом.
Предание идентифицирует его либо как разгневанного Яхве из Ветхого Завета («у тебя не будет других богов передо мной»), как сатану в его роли Князя этого мира, либо как с более откровенно гностическими вариантами, такими как, Ялдабаоф, Самаэль, Саклас.
Филип К. Дик мифологизировал эту иерархию институционального безумия тем, что он назвал Тюрьмой Черного Железа, которой правит нескончаемая, бесконечно разрушительная Империя.
В его трактатах Cryptica Scriptura он писал:
«Империя - это институт, кодификация безумия; она навязывает нам свое безумие насилием, поскольку ее природа носит насильственный характер».
Таким образом, может показаться, что единственный рациональный способ для человека стать и оставаться в здравом уме - это преодолеть свою культуру, свое общество и, возможно, даже самого Бога (или, по крайней мере, ненормальное существо, которое, как считали гностики, маскируется под Бога).
«Против Империи, - продолжил Дик, - выступает живая информация, плазмат или врач…»
Дик отождествлял эту космическую силу со Святым Духом, христианской концепцией Логоса или божественным Словом (следовательно, живой информацией), которое стало плотью в личности Христа.
Как и древние гностики, Дик считал, что это божественное существо - плазмат - может сливаться не только с Христом, но и с любым достойным человеком.
Нет никаких указаний на то, что Дик считал, что людям принципиально не хватает души, но он, похоже, верил, что плазмат исцеляет и возвращает людей к здравомыслию и к их естественному состоянию в целом.
Тайные христиане в серых одеждах
Сам Дик пережил серию преобразующих духовных переживаний, которые легли в основу его понимания человеческой ситуации.
В своих романах « ВАЛИС» и «Радио Фри Альбемут» он беллетризовал эти переживания, описывая многочисленные встречи во сне, галлюцинации и бодрствования с доброжелательной сущностью высшего порядка, которую он по-разному описывал как космический искусственный интеллект, древние инопланетные существа, живую информацию о плазмате и самой божественности.
И его вымышленные персонажи и он сам претерпели сильную боль, личные смятения и интенсивный самоанализ, что, возможно, можно соотнести с тем, что Гурджиев имел в виду как «работу», необходимую для создания души или тонкого тела, с помощью которых можно избежать уничтожения смертью.
Точная природа этой работы, кажется, имеет дело с культивированием интенсивного осознания и устойчивого «присутствия» внутри себя во все времена - в отличие от рассеянности или жизни на автопилоте, что кажется естественным положением вещей.
Здесь мы можем еще раз обратиться к древним гностикам за вдохновением и расширением.
В Апокрифе Иоанна, другого восстановленного текста в Наг Хаммади, мы находим:
"Когда жизненный дух увеличивается и светящаяся сила тела укрепляет душу, никто не может сбить вас с пути к уменьшению вашей человечности. Но те, на кого охотится поддельный дух, отчуждены от человечества и отклонились…"
В мирах Дика, как только вы переступите этот порог и воссоединитесь с универсальной душой (или создадите душу, как может указывать учение Гурджиева), вам откроются другие, которые сделали то же самое, чтобы вы могли укреплять друг друга и работать для общей цели.
В ВАЛИСе Дик называл этих родственных духов тайными христианами в серых одеждах (или гомоплазмами - теми, кто «скрестились» с живой информацией о Христе или Святом Духе, таким образом достигнув вечной жизни).
На их плечах лежала грандиозная задача - ни что иное, как ниспровержение самой Черной Железной Тюрьмы. Кто построил тюрьму и почему - он не мог сказать. Но он заметил одно: тюрьма подверглась нападению.
Организация христиан, не обычных христиан, таких как те, которые посещали церковь каждое воскресенье и молились, а тайных первых христиан в светлых серых одеждах, начала штурм тюрьмы, и с успехом.
Идея о том, что не у всех людей есть души, - это увлекательная линия мысли, которая неизменно ведет к опасной и даже жестокой территории, когда ее используют агенты Империи.
Не нужно искать дальше, чем массовая казнь нацистской Германией тех, что, по их утверждениям, были "недочеловеками", евреями и т.д. как яркими примерами экстравагантной опасности этих идей.
Одно дело исследовать мистическую истину в целях личного развития; совсем другое дело - использовать ее как оправдание и объяснение насильственных, бездумных и бесчеловечных действий.
В конечном счете, кажется, что выбор остается в руках человека: разовьем мы или нет нашу божественную искру в полноценную душу или позволим ей томиться во тьме.
Мы все можем быть созданы равными, но что нам делать после этого?
12 - го века суфий Фарид ад-Дин Аттар в своей «Конференции Птиц» предложил следующее:
Однажды ночью суфий проснулся и сказал себе:
«Мне кажется, что мир подобен сундуку, в который нас всех положили, крышка закрыта, а мы предаемся глупости.
Когда смерть приподнимает крышку, обретший крылья улетает в вечность, а тот, у кого нет, остается в сундуке жертвой тысячи невзгод.
Тогда убедитесь, что птица честолюбия обретает крылья устремления и дает вашему сердцу и разуму экстаз души. Прежде чем крышка сундука откроется, станьте духовной птицей, готовой расправить крылья»
Неаутентичный человек не развивает, а подавляет собственно человеческие психологические потребности, он не мыслит себя вне предопределённых социальных ролей и биологических потребностей.
Комментарии 1