БЛАГОЧИННЫЕ ОКРУГОВ
УЕЗДНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ КАЗАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УЧИЛИЩНОГО СОВЕТА
ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА
МОНАСТЫРИ
ЦЕРКВИ
Вернуться к содержанию
В 1551 г. Чувашский край отделился от Казанского ханства и вошел в состав Централизованного русского государства. Для усиления влияния русского государства на присоединенных территориях была развернута работа по строительству городов-крепостей и христианизации нерусских народностей.
В 1555 г. по указу Ивана Грозного соборным определением митрополита московского Макария была учреждена Казанская епархия. Учрежденный Казанский архиерейский дом стал церковно-административным центром. Для распространения христианства среди чувашей церковными органами создавались монастыри – Чебоксарский Троицкий (1556), Алатырский Троицкий, Чебоксарский Преображенский, Спасо-Юнгинский, Цивильский Тихвинский (1675).
В XVII в. московское правительство издает ряд указов, облегчающих положение принявших православие чувашей и существенно сужающих права язычников. Некрещеный местный феодал не мог владеть крещеными крестьянами, а в случае его смерти имущество передавалось в казну или только православному родственнику.
В 1720-1722 гг. Петр издал несколько указов о христианизации народов Поволжья, по которым тем, кто принял крещение, на три года предоставлялись льготы (освобождение от податей и сборов, от рекрутской повинности). Однако нерусские народы упорно не желали креститься. Тогда правительство указом от 22 сентября 1740 г. и рядом других решений определило методы насильственного крещения народностей Поволжья. В Свияжске была создана Новокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников и командой солдат. Прибегая главным образом к методам насилия, правительство обещало новокрещеным временные льготы: освобождение на три года от подателей и рекрутской повинности, выдачу крестов, денег и одежды. В свою очередь подати и рекрутская повинность крестьян, принявших христианство, перекладывались на некрещеных. В 40-х гг. в. происходили многочисленные выступления чувашей против насильственной христианизации. Эти выступления жестоко подавлялись правительственными войсками. Таким образом, за 24 года деятельности Новокрещенской конторы почти все чуваши путем насилия или обещания льгот и вознаграждений были крещены.
В первые же годы массовой христианизации в чувашских селениях начали возводить церкви (в основном на народные деньги). К 1764 г. было выстроено 62 церкви, В то же время по приказам властей уничтожались почитаемые чувашами-язычниками священные рощи. К первой половине XIX в. их практически не осталось. Зато росла в Чувашии численность церквей. К середине XIX в. их число достигло 150, а к началу XX в. действовали свыше 400 церквей.
Управлением церквями на территории Чувашии занимались Казанская и Симбирская духовные консистории. Казанская духовная консистория была учреждена в 1744 г., Симбирская – в 1832 г. Они являлись высшими органами духовной власти, ведали духовным управлением и судом, регистрацией актов гражданского состояния и расторжения браков. Духовные консистории функционировали до марта 1918 г.
Низшими инстанциями церковного управления и суда являлись духовные правления. Образование духовных правлений относится к 1744 г. Они сначала находились в ведении Казанской, а с 1832 г. Симбирской духовной консистории. В 1895 г. духовные правления были упразднены, часть их функций была передана благочинным округам, часть - консисториям.
Благочинными округами ведал благочинный – административно-судебное должностное лицо православного духовенства. Эта должность была введена в 1719 г. духовным регламентом Петра I. Обязанности благочинных уточнялись указом Синода от 24 марта 1799 г. и состояли главным образом в надзоре за точным исполнением церковных обрядов и распоряжений духовной власти. Благочинные в основном возглавляли благочинные округа, состоящие из 20–30 церквей.
Для подготовки священников и учителей церковно-приходских школ были организованы духовные семинарии. Казанская духовная семинария была учреждена Святейшим Синодом в 1732 г. и находилась в ведении архиерея Казанской епархии. Симбирская духовная семинария была открыта в 1840 г. Духовные семинарии были закрыты после Октября 1917 г.
Духовные училища – низшие учебно-воспитательные заведения для подготовки детей духовенства к семинарии. Были созданы на основании указа Синода от 26 июня 1808 г., подчинялись правлениям семинарии, подразделялись на двухлетние приходские и четырехлетние уездные. В 1852 г. были объединены, введено деление на низшее, среднее, высшее с двухлетним обучением. В 1867 г. уездные училища реорганизованы в четырехлетние. В Чувашии действовали Алатырское и Чебоксарское духовные училища.
В 1885 г для устройства церковно-приходских школ и управлениями ими при Синоде был учрежден Училищный совет. На местах организовывались епархиальные училищные советы. Казанский и Симбирский епархиальные училищные советы, действовавшие на территории Чувашии, представляли собой административно-консультативные органы управления церковно-приходскими школами губерний. В их подчинении находилась сеть церковно-приходских школ и школ грамотности. Эта сеть была образована согласно «Правилам о церковно-приходских школах» 1884 г. и «Правилам о школах грамотности» 1891 г.
Церковные учреждения отделены от государства декретом СНК от 23 января 1918 г.
Вверх
ДУХОВНЫЕ ПРАВЛЕНИЯ
Учреждены в 1744 г. как низшие инспекции церковного управления и суда, подчинялись духовным консисториям (Казанской и Симбирской). Упразднены в 1895 г.Алатырское Симбирской губ. Ф.224, 100 ед. хр., 1751–1918 гг. НСА: оп.1.
Указы Алатырского духовного правления; ведомости, книги прихода и расхода денежных сумм; отчеты о строительстве церквей; клировые ведомости; рапорты благочинных округов о количестве родившихся, бракосочетавшихся, умерших; реестры бывших у исповеди; жалобы новокрещенных; именная ведомость Алатырского Троицкого монастыря за 1832 г. (д. 4).
Чебоксарское Казанской губ. Ф.225, 1204 ед. хр., 1723–1917 гг. НСА: оп.1-11, межфондовый указатель и база данных «Ревизские сказки».
На документы фонда 225 «Чебоксарское духовное правление» составлено 11 описей:
Опись 1. Общее делопроизводство за 1777-1915 гг.
Опись 2. Общее делопроизводство за 1756-1917 гг.
Опись 3. Метрические книги г. Чебоксары и Чебоксарского уезда Казанской губернии за 1723-1870 гг.
Опись 4. Метрические книги г. Цивильск и Цивильского уезда Казанской губернии за 1808-1889 гг.
Опись 5. Метрические книги г. Ядрин и Ядринского уезда Казанской губернии за 1804-1862 гг.
Опись 6. Метрические книги Козьмодемьянского уезда Казанской губернии за 1847-1856 гг.
Опись 7. Духовные ведомости г. Чебоксары и Чебоксарского уезда Казанской губернии за 1780-1886 гг.
Опись 8. Духовные ведомости г. Цивильска и Цивильского уезда Казанской губернии за 1805-1891 гг.
Опись 9. Духовные ведомости г. Ядрин и Ядринского уезда Казанской губернии за 1783-1864 гг.
Опись 10. Духовные ведомости г. Чебоксары, Цивильского и Тетюшского уездов за 1817-1844 гг.
Опись 11. Клировые ведомости за 1870-1912 гг.
Указы Синода и Казанской духовной консистории; журналы заседаний правления; книги прихода и расхода денежных сумм; отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, деятельности епархиального попечительства; сведения об участии духовенства в «Комитете духовенства о тюрьмах»; клировые ведомости; ведомости о состоянии церквей г. Чебоксары (с указанием числа причтов и количества жителей); ведомости о церковнослужителях и их семьях; книги записи церковных старост; ревизские сказки; рапорта благочинных о количестве принявших христианскую веру, крещеных, раскольников, бывших мусульман; сведения о размежевании церковных земель; документы об опеке имущества умерших священнослужителей; прошения крестьян и язычников, принявших христианство; журналы регистрации входящих и исходящих документов.
Вверх
БЛАГОЧИННЫЕ ОКРУГОВ
Благочинный – административно-судебное должностное лицо православного духовенства. Должность введена в 1719 г. Духовным регламентом Петра I. Обязанности благочинных уточнялись указом Синода от 24 марта 1799 г. и состояли главным образом в надзоре за точным исполнением церковных обрядов и распоряжений духовной власти, возглавляли благочинные округа, состоящие из 20–30 церквей.
1-го округа Алатырского уезда Симбирской губ. Ф.371, 127 ед. хр., 1846 1923 гг. НСА: оп.1.
Указы Симбирской духовной консистории и переписка по ним; клировые ведомости (в том числе Казанской церкви с. Алтышево), о постройке церквей по округу, расписания произнесения проповедей; рапорты духовных лиц о причинах неявки в собор для произнесения проповедей согласно расписанию; рапорты о количестве незаконнорожденных; отчеты о свечном доходе; годовая ведомость о приходе денег; ведомости о числе родившихся и умерших; именные ведомости о приходах церквей по округу; ведомости о пожертвованиях, поступивших в церкви по округу; ведомости прихода и расхода денежных сумм, богослужебный журнал, реестр по ремонту храмов; документы о назначении, перемещении, увольнении священнослужителей; переписка о раскольниках.
Циркуляры о церковных религиозных обществах, об отделении церкви от государства; переписка о мобилизации ресурсов страны для борьбы с голодом в Поволжье; журнал съезда депутатов от духовенства за 1920 г. (д. 128).
3-го округа Цивильского уезда Казанской губ. Ф.233, 7 ед. хр., 1872, 1898, 1915–1917 гг. НСА: оп.1.
Клировая ведомость с. Шихазаново; клировая ведомость по округу; исповедная ведомость; послужные списки священников с. Подгорные Тимяши Я. Тихонова за 1915 г., Г. Спиридонова за 1916 г.; формулярный список дьякона с. Именево Е. Посякова за 1917 г.; документы строительного комитета по постройке храма в д. Степаново.
1-го округа Чебоксарского уезда Казанской губ.
Ф.382, 83 ед. хр., 1829–1920 гг.НСА: оп.1.
Указы казанской духовной консистории и переписка по ним; клировые ведомости; отчеты о приходе и расходе денежных сумм; реестры небывших у исповеди; список призреваемых лиц по Чебоксарскому городскому благочинию; документы о сборе денег в пользу пострадавших от различного рода бедствий (в том числе пострадавших от неурожая в Самарской губернии).
2-го округа Чебоксарского уезда Казанской губ.
Ф.403, 1 ед. хр., 1915 г.
НСА: оп.1.
Клировая ведомость за 1915 г.
Благочинный г. Ядрин
Ф.449, 27 ед. хр., 1803–1915 гг.НСА: оп. 1, 2.
Указы Казанской духовной консистории и переписка по ним; указы Козьмодемьянского духовного правления за 1837-1850 гг.; клировые ведомости, ведомости о церквях сс. Аликово, Болдаево, Выла, Русская Сорма, Тораево, Устье, Хочашево, Чурашево, Чувашская Сорма, Шемердяново, Шумшеваши, Шуматово, Ядрино за 1866-1871 гг.; ведомости церквей Ядринского уезда за 1909 г. (в том числе с. Юськасы); договоры о постройке и ремонте церквей; предварительные сведения о лицах, вступающих в брак.
Вверх
УЕЗДНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ КАЗАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО УЧИЛИЩНОГО СОВЕТА
Училищные советы при Священном Синоде учреждены в 1885 г. для организации и управления церковно-приходскими школами.
Цивильское Казанской губ. Ф.229, 19 ед. хр., 1889–1917 гг. НСА: оп.1-3.
Протоколы заседаний училищного совета, экзаменационных комиссий церковно-приходских школ; документы о выдаче свидетельств окончившим курс обучения; свидетельства о праве на льготы от воинской повинности; ведомость о начальниках воскресных и второклассных школ; сведения о количестве населения, состоянии школ и грамотности населения; личное дело учителя Семенчинской школы братства Святителя Гурия Г. Николаева; переписка с Казанским епархиальным училищным советом, благочинными, земскими училищами, школами грамоты.
Чебоксарское Казанской губ. Ф.228, 36 ед. хр., 1884–1918 гг. НСА: оп.1.
Протоколы заседаний училищного совета о проведении экзаменов; сообщения земской управы о решениях земского собрания по вопросу преобразования церковно-приходских школ в земские; годовые отчеты; статистические сведения о церковных школах с начала их возникновения; сметы на постройку школ; списки учителей и учащихся; свидетельства о праве на льготы от воинской повинности.
Ядринское Казанской губ.
Ф.230, 204 ед. хр., 1876–1918 гг.НСА: оп. 1, 2.
Циркуляры Казанского епархиального училищного совета о назначении попечителей, переименовании школ грамоты в церковно-приходские, об ассигновании средств на содержание школ; протоколы заседаний училищного совета; документы об организации отделения, о назначении председателя и членов совета, приеме на работу, перемещении, увольнении преподавателей церковно-приходских школ; отчеты о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты, количестве учащихся и преподавателей, бюджете школ; документы об открытии церковно-приходских школ; приговоры сельских сходов о закрытии и открытии школ грамоты; акты об отводе земельных участков под строительство школ; акты приема-сдачи школьного имущества учителями; документы о проведении экзаменов, классные журналы и школьные листки церковно-приходских школ; свидетельства о праве на льготы от воинской повинности; списки учебных пособий и другой литературы для церковно-приходских школ и школ грамоты; ведомости по сбору пожертвований на содержание школ; списки школ и учителей; удостоверения, выданные учителям церковно-приходских школ; доклад председателя отделения совета о представлении к награждению учителей; рапорты заведующих школами о присвоении званий учителям за выслугу лет; переписка с Казанским епархиальным училищным советом.
Вверх
ДУХОВНЫЕ УЧИЛИЩА
Духовные училища – низшие учебно-воспитательные заведения для подготовки детей духовенства к семинарии. Были созданы на основании указа Синода от 26 июня 1808 г., подчинялись правлениям семинарии, подразделялись на двухлетние приходские и четырехлетние уездные. В 1852 г. были объединены, введено деление на низшее, среднее, высшее с двухлетним обучением. В 1867 г. уездные училища реорганизованы в четырехлетние.
Алатырское Симбирской губ.
Алатырское духовное училище основано в 1738-1740 гг. при Свято-Троицком монастыре как подготовительная школа при Нижегородской архиерейской славяно-латинской школе. В 1778 г. учреждено как низшая духовная школа при 2-3 монастырях. В 1800-х гг. называлось русским училищем, подчинялось Нижегородской семинарии, с 1800 г. – Казанской духовной семинарии. В сентябре 1818 г. на его базе открыто духовное уездное училище в паре с приходским. Оно обслуживало Алатырский, Ардатовский, Карсунский, Курмышский и Буинский уезды, подчинялось Казанской семинарии, с 1840 г. – Симбирской. Закрыто в 1918 г.
Ф.226, 174 ед. хр., 1901–1918 гг.НСА: оп.1.
Устав училища; журналы съезда депутатов духовенства; финансово-хозяйственные документы: счета, ведомости, акты, отчеты о выделении и расходовании средств на содержание училища и преподавательского состава; журналы педагогического и экономического собрания; отчеты по учебно-воспитательной работе; ведомости об успеваемости и поведении учеников; классные журналы; журналы по отдельным предметам обучения; документы о принятии и исключении учащихся в училище и подготовительные классы; правила поведения учеников; свидетельства об окончании курса обучения; документы о назначении, увольнении, перемещении, награждении преподавателей и служащих, назначении пенсий вдовам преподавателей; формулярные списки должностных лиц, преподавателей и надзирателей за учениками; именной список служащих; переписка по организации учебного процесса и финансово-хозяйственным вопросам.
Чебоксарское Казанской губ.
Чебоксарское русское училище основано в июне 1786 г. по инициативе диакона П. Степанова. Вскоре закрылось. Вновь открыто 16 апреля 1816 г. по инициативе местных священников. 24 сентября 1818 г. преобразовано в духовное уездное училище в паре с приходским. Обслуживало Чебоксарский, Ядринский, Цивильский, Козьмодемьянский, Свияжский и Тетюшский уезды. Закрыто после октября 1917 г.
Ф.227, 2931 ед. хр., 1819–1916 гг.НСА: оп.1.
Журналы съезда депутатов духовенства4 финансово-хозяйственные документы: счета, ведомости, акты, отчеты о выделении и расходовании средств на содержание училища и преподавательского состава, о ревизии училища; документы о взносах, благочинных, церквей на содержание училища; журналы педагогического и экономического собрания; отчеты по учебно-воспитательной работе, о выписке и наличии учебной литературы; ведомости об успеваемости и поведении учеников; экзаменационные табели учеников; классные журналы; журналы по отдельным предметам обучения; документы о принятии и исключении учащихся в училище и подготовительные классы; правила поведения учеников; разрядные списки учеников; свидетельства об окончании курса обучения; документы о назначении, увольнении, перемещении, награждении преподавателей и служащих, назначении пенсий вдовам преподавателей; формулярные списки должностных лиц, преподавателей и надзирателей за учениками; именной список служащих; документы о деятельности и финансовых расходах лазарета для больных и раненых воинов при училище; о приходе-расходе денежных сумм по Сретенской церкви с. Ишаки за 1892 г. (д. 2602), Архангельской церкви с. Ковали за 1891 г. (д. 2593), Троицкой церкви г. Марпосад, Николаевскому собору г. Чебоксары и других; сведения о Чебоксарской церковно-приходской школе; переписка по организации учебного процесса и финансово-хозяйственным вопросам.
Вверх
МОНАСТЫРИ
Алатырский Киево-Николаевский Новодевичий
Монастырь был образован в 1619 г. на территории Речи Посполитой, недалеко от украинского г. Прилуцка и селений Ладина и Подгор. По месту расположения и по своей церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы монастырь первоначально назывался Покровский Ладинский-Подгорский Новодевичий монастырь. Впоследствии в его название вошло прилагательное – Киевский, т. к. первые его монахини были киевлянками. В 1638 г. из-за усилившихся гонений католической знати на православную церковь ладинские монахини бежали в Россию. Сначала монахини жили в Путивле и Брянске, в сентябре 1638 г. были переведены в Алатырь, где основали в 1639 г. Киево-Николаевский Новодевичий монастырь.
В 1668 г. были разобраны старые церкви во имя Покрова пресвятой Богородицы, в пределе Алексея митрополита, Михаила Малевина, теплая церковь во имя Николы Чудотворца и перенесены на Пятницкое церковное место за острогом выше Казачьей слободы. В 1690 г. церкви и постройки сгорели. В 1691 г. из Троице-Сергиева монастыря была перенесена старая деревянная церковь во имя живоначальной Троицы и построена на старом церковном месте теплая церковь во имя Вознесения Господня.
В 1737 г. построена каменная церковь в имя святителя и чудотворца Николая. В 1753 г. деревянная церковь во имя Вознесения Господня заменена на каменную. В 1760-х гг. построена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (впоследствии к ней был устроен придел во имя Дмитрия Ростовского).
Закрыт в 1919 г. Вновь открыт в 1993 г.
Ф. 244, 505 ед. хр., 1639–1918 гг.НСА: оп.1-3.
Документы об обустройстве и материальном обеспечения монастыря; списки монахинь; приговора о распределении должностей среди работников монастыря
Алатырский Троицкий мужской
Основание монастыря относится к царствованию Ивана Грозного. В 1615 г. был приписан к Троице-Сергиевскому монастырю («в 68 верстах от Москвы»), в 1764 г. получил самостоятельность.
Монастырь расположен в северной стороне города, главный храм во имя Св. Живоначальной Троицы сооружен в центре монастыря. До второй половины XVIII в. все храмы, колокольни и прочие здания были деревянными. В 1753 г. на месте деревянной церкви был построен каменный храм Св. Троицы, который был вновь перестроен в 1805-1808 гг. В это же время была сооружена отдельно стоящая трехъярусная колокольня. В 1801 г. с северной стороны главного храма на расстоянии 9 сажен была построена церковь во имя Сергия Радонежского. Во время пожара 1906 г. Троицкий монастырь сгорел со всеми церквами и постройками, братия переселилась в приписную к монастырю Духову пустынь.
Свято-Духова пустынь находилась в 2 верстах от Алатыря на берегу Суры. Основана была в начале XVII в. В описи Духовой пустыни, составленной 1748 г., говорится, что пустынь была в другом месте, близ Алатыря, открыта в 1714 г. и до 1731 г. при ней существовала одна церковь – во имя Иоанна Воина. В 1727 г. в силу указа о закрытии малобратственных монастырей обитель была приписана к Алатырской Печерской пустыни, но в тот же год возвращена под начальство духовника Алатырского Киево-Никольского женского монастыря. При нем была построена вторая церковь – во имя Сошествия Св. Духа. В 1796 г. пустынь была приписана к Алатырскому Троицкому монастырю. Холодная церковь Св. Духа была восстановлена, а теплая из-за ветхости разрушена в 1823 г. На пожертвования жителей Алатыря на месте сломанной была заложена каменная (теплая) церковь во имя Иоанна Воина. В 1831 г. холодная церковь была разобрана и продана в с. Миренки. Взамен ее в 1833 г. возвели новую каменную во имя Св. Духа.
Вторая, приписанная к монастырю Ключевская пустынь действовала в 18 верстах от Алатыря у родника под названием «у загородного дома». В 1708 г. над родником была сооружена небольшая деревянная церковь – во имя Божией Матери Казанской. В 1767 г. она была сломана и взамен построена новая. В 1806 г. был возведен каменный храм, вместо деревянной церкви установлена часовня.
Закрыт в 1919 г. Вновь открыт в 1995 г.
Ф.245, 412 ед. хр., 1771–1918 гг.НСА: оп.1-3.
Указы Симбирской, Казанской, Нижегородской духовных консисторий; книги прихода и расхода денежных сумм; ведомость о настоятеле и братии; опись монастырского имущества; переписка о личном составе монастыря; акты и переписка о пожертвованиях и кружечных сборах; межевые книги дач, условия сдачи в аренду пахотной земли; ведомость о бывших на исповеди и у причастия монашествующих и послушников; книги записи поминовения и заказных обеден частными лицами; исповедальные росписи; доклады Симбирской духовной консистории о назначении, перемещении и увольнении служащих церкви.
В фонде 224 «Алатырское духовное правление» имеется именная ведомость Алатырского Троицкого монастыря (д. 4).
Александрийский женский, с. Кошлауши Ядринского уезда
В 1898 г. Святейший Синод разрешил учредить в Ядринском уезде чувашскую женскую общину с наименованием «Община Св. мученицы царицы Александры». В 1899 г. был построен и освящен первый храм во имя Св. мученицы царицы Александры и Св. Николая Чудотворца. В 1901 г. община переименована в Александрийский женский монастырь. В 1905 г. была заложена пожертвованная церковь. На месте первой церкви в 1909 г. была построена миниатюрная каменная часовня.
Закрыт в 1927 г. Вновь открыт в 2003 г.
Ф.330, 7 ед. хр., 1902–1932 гг.НСА: оп.1, 2.
Указы; книги записи монастырского имущества; метрическая книга о родившихся и умерших за 1917 г.; документы о ликвидации имущества бывшего Александрийско-Кошлаушского женского монастыря за 1932 г.
Козьмодемьянский Александро-Невский мужской
Открыт в 1903 г. «в 4 верстах от с. Большой Сундырь Козьмодемьянского уезда в урочище известном под именем «Каршлых»». Построены две церкви – во имя святого Александра Невского и Серафима Саровского.
Закрыт в 1926 г.
Ф.339, 34 ед. хр., 1902–1922 гг.НСА: оп.1.
Указы и предписания Казанской духовной консистории; книга прихода и расхода денежных сумм; отчеты о выделении монастырю земельных участков; сметы; клировая ведомость; книги записи умерших; переписка.
Цивильский Тихвинский женский
Был основан в 1671-1675 гг. как Цивильский Вознесенский мужской монастырь. Учрежден гражданами Цивильска по случаю снятия осады города С. Разиным и примкнувших к нему чувашей. В 1675 г. была построена деревянная церковь в честь Божией Матери Тихвинской по обету строителя С.И. Рязанова.
В 1870 г. монастырь преобразован в женский нештатный общежительный монастырь во имя Божией Матери Тихвинской. В монастыре 2 храма: главный каменный во имя Божией Матери Тихвинской (построен в 1886 г.) и деревянный во имя мученика Харлампия (освящен в 1880 г.).
Закрыт в 1927 г. Вновь открыт в 1998 г.
Ф.290, 39 ед. хр., 1902–1922 гг.НСА: оп.1.
Указы Казанской духовной консистории; ведомость о монастыре, настоятельницах и монашках; книги прихода и расхода денежных сумм; ведомость о церкви монастыря; клировая ведомость; рапорты настоятеля о выполнении указов; прошения послушников.
Чебоксарский Троицкий мужской
Монастырь основан в 1566 г. по приказу царя Ивана IV. В первые десятилетия своего существования монастырь на пожалованной ему под Чебоксарами вотчинной земле основал 6 деревень, ныне вошедших в черту города. В период Смуты в 1609 г. монастырь подвергался разгрому. В 1764 г., в связи с секуляризацией все монастырские деревни и земли стали государственными, монастырь перестал получать от государства материальную поддержку. В конце XVIII–начале XIX вв. монастырю вновь были предоставлены мельницы, рыбное озеро, лесные, луговые и пашенные земли, стали выделять ежегодно определенные суммы. В 1600 г. в монастыре возвели каменную Троицкую церковь, в 1800 г. была построена каменная церковь Божьей матери Толгской, позднее – церковь святого Федора Стратилата и часовня. Кроме осуществления религиозных обрядов в монастырских церквях осуществлялась запись актов гражданского состояния: браков, фактов рождения и смерти.
До 1899 г. были приписаны две упраздненные пустыни. Первая пустынь (время основания не известно, приписана после упразднения в 1789 г.) расположена была в 3 верстах от монастыря, с церковью – в честь Сретения Господня (в последующие годы была превращена в кладбищенскую). Вторая пустынь (приписана в 1838 г.) находилась в 2 верстах от монастыря, церковь в ней была каменной, двухэтажной в честь Божией Матери Тихвинской, проходила под названием Геронтиева пустынь (в память об игумене Геронтии, построившем Спасскую церковь и управлявшем обителью в 1671-1674 гг.). До этого она именовалась Владимирской Подгорной пустынью.
После 1917 г. монастырь лишился своих владений и государственной поддержки; монастырю было запрещено выполнять записи актов гражданского состояния.
В 1925 г. по постановлению ЦИК Чувашской АССР монастырь был закрыт. Вновь открыт в1993 г.
Ф. 298, 92 ед. хр., 1660–1923 гг.НСА: оп.1, 2.
Указы Казанской духовной консистории об определении, перемещении и увольнении церковнослужителей, об отводе монастырям земель, мельниц, рыбных ловель и др. угодий; ведомости о монашествующих и колодниках; ведомости брачного сыска; ведомости о монашествующих и послушниках; торговые свидетельства; контракты; опись церковного имущества.
В фонде 2 «Чебоксарская воеводская канцелярия» имеется дело о краже лошадей из Чебоксарского Троицкого мужского монастыря за 1781 г. (оп. 2, д. 62), в фонде 94 «Чебоксарский городской магистрат» - разбирательство по вопросу кражи меда из приписной к Троицкому монастырю Владимирской пустыни (оп. 2, д. 1126.), в фонде 90 «Чебоксарский уездный суд» - сведения о земельных тяжбах монастыря (оп. 2, д. 432).
Вверх
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев