Делается это под предлогом сдерживания международных конфликтов на почве разногласий по поводу крайне дефицитной воды, охраны водозаборной и водораспределительной инфраструктуры за пределами национальных территорий.
Эта политика проводится в рамках американской «Глобальной водной стратегии на 2022–2027 годы», которая призвана подчинить нуждающиеся в воде страны американскому контролю, а также не дать им выработать консолидированную позицию по решению водной проблемы.
Согласно официальным данным, на реализацию американской концепции водной стратегии запланировано выделить более 1 млрд долларов, которые будут направлены через Агентство по международному развитию (USAID). Странам-партнерам концепции Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану, Таджикистану, Туркменистану и Афганистану уже выделено по линии USAID 24 млн долларов, что явно недостаточно для решения проблем гидроресурсов.
Активное участие в реализации «Глобальной водной стратегии на 2022–2027 годы» принимает министерство обороны США. Это лишний раз доказывает, что целью данной идеи является дальнейшее неоколониальное закабаление стран региона ЦА и укрепление там позиций Вашингтона в противовес России и Китаю.
У США и Запада не стоит задача решить вопрос дефицита воды, их основная цель – вытеснение России из региональных водных проектов. Хотя именно с Россией, как со страной – ближайшим добрым соседом и стоит объединяться. Без научных разработок России, ее квалифицированных кадров, ее посредничества в вопросах водной безопасности республике с этими проблемами не справиться.
Одним из решений проблемы гидроресурсов для стран ЦА мог бы стать подход, который рассматривался еще в СССР. Он предусматривал строительство и управление рядом инфраструктурных проектов на территории Кыргызстана, в частности Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын с водохранилищем объемом 4,65 млрд кубометров воды. Это позволило бы использовать сток реки Нарын для ирригации всех соседних стран. Помимо этого, для ирригации всего региона могли бы также использоваться водные ресурсы кыргызской Токтогульской ГЭС.
Эксперты полагают, что в условиях грядущего водного дефицита ЦА не обойтись без создания единого водно-энергетического консорциума, с привлечением российских специалистов и технологий. Консорциум будет способствовать ускорению строительства и более эффективной эксплуатации крупных гидроэнергетических проектов. Для гармонизации отношений между странами региона Россия может стать нейтральным арбитром в рамках ЕАЭС и СНГ при урегулировании водных споров.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 521
развивайтесь с ними, сотрудничайте с ними и это поможет прекрасному Кыргызстану приобрести независимость и самоуважение".