«Летопись села Пушкина», написанная о. Александром Конокотиным является ценнейшим источником знаний об истории, культуре, экономике, быте жителей нашего края. В ней мы многое узнаем о России, которую потеряли.
Для жителей Сафоновского края значимым является факт, что именно наша земля имеет особенный интерес для изучения истории России. Это утверждение не проявление местного мифотворчества. Не все в стране знают о Сафоновском районе, но письма «Из деревни» А.Н. Энгельгардта одна из самых известных книг России. По ней и в конце XIX века, и в начале XXI века открывают для себя мир крестьянской культуры. Исследователям известна еще одна книга о жизни деревни конца XIX века – «Не по торному пути» (1895 г.) А.П. Мертваго, которая также рождена на Сафоновской земле. Несомненно, большой интерес общественности и ученых вызовет и очерк о. Александра Конокотина «Летопись села Пушкина». Он дает представление об экономических, социальных и культурных явлениях, характерных для Сафоновской земли и России в конце XIX века. Автор не только приводит ценный фактический материал, но и делает свои выводы, обобщения. К слову говоря, А.Н. Энгельгардт писал о том, что лучше всех жизнь крестьянина знает сельский священник. Теперь это его утверждение получает блестящее подтверждение. О. Александр реализует подход, который в современной науке называют системным. Методика исследования о. Александра доступна очень не многим, так как она стала возможной благодаря его образованию и способностям.
В «Летописи села Пушкина» есть достаточно подробный рассказ о суевериях нашего края. О. Александр Конокотин объясняет их существование тем, что крестьянам не хватает образования, к тому же многие суеверия передавались из поколения в поколение как ценный опыт жизни. Интересно, что если кого-то и удавалось ему переубедить, то длилось это не долго и человек вскоре снова жил привычными представлениями.
«Вот эти суеверия и предрассудки, к коим склонны прихожане села Пушкина:
а) Они твердо верят, что есть домовые, похожие точь-в-точь на хозяина дома, но он (домовой) не человек и не дух, но что-то между ними среднее, он может явиться в образе человека и тотчас улетучиться. Страшно попасть к нему в немилость, тогда и скот не будет стоять на дворе (т.е. водиться), да и самому хваробы (т.е. болезни) не миновать.
б) Верят, что есть водяные, лесовые, полевые, и все они называются хозяевами, каждый по своей части.
в) Верят, что есть колдуны и русалки (жены и сестры водяным) и если кто-то их рассердит (например, плюнет в воду с намерением рассердить), тот лучше уже и не живи на белом свете, ему не несдобровать (пропадет неизвестно куда). Много можно слышать от крестьян потешных анекдотов об управлении своими околотками или участками водяных, лесовых и проч., многие из них в беседе своей доходят до такого энтузиазма, что не стыдятся уверять, что будто бы он сам лично видел лесового.
г) Встреча с покойником, когда везут его на кладбище, считается у них за дурное предзнаменование. «Теперь, – говорят они, – хоть воротись домой, не быть добру». Такое же впечатление производит на них встреча со священником.
Всех суеверий и предрассудков в простом народе и не перечтешь, – их так много, что при каждом, положительно, занятии, у них найдется какой-либо предрассудок, так, например:
д) Когда сеют коноплю, то все домашние того хозяина, который сеет должны стоять непременно на ногах, а не сидеть, хотя бы это сеяние продолжалось целый день. Если же кто сядет, то они бывают уверены, что и конопля сядет, т.е. пропадет. Когда же отсеют коноплю (тогда можно посидеть), тогда все домашние должны в приготовленной заранее бане вымыться, чтобы конопля была чиста, бела и хороша».
А вот была ещё и такая история: Однажды, в святые вечера, трое девушек остались одни в избе. Время было позднее, они не решились пойти в соседнюю деревню на танцы. Вот поэтому и собрались втроем. Делать было нечего, и они начали вышивать, забыв о запрете, что этого нельзя делать в святые вечера. Прошло некоторое время и вот, внезапно, постучали в дверь. Девушки испугались, но дверь открыли. Оказалось, что это были парни из соседней деревни. Усадили они их чай пить, а одна девушка уронила ложку на пол. Наклонилась, а у этих парней не ноги, а копыта. Как подняли они крик. Выбежали девушки из избы и в лес. Кое-как добежали они до соседней деревни и там все рассказали людям. Все сразу же разошлись по домам, больше никто в этой деревне не работал в святые вечера.
Суеверия в прошлом по-своему помогали людям жить, приспособиться к тем трудностям, которые были в жизни. Сегодня они выглядят как маленькие сказки. Конечно же, совсем не обязательно верить в них, но знать о том, что чувствовали и думали наши предки необходимо.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3