Какие возможности были упущены!
Чтобы отбить охоту у Лезгин к свободе и самоопределению. Азербайджанцы огульно заявляют, что Лезгистан – это просто идея. Потому что такой страны на карте нет. А о том, как Азербайджан появился на карте, как при советской власти тюрки-азери стали азербайджанцами, все молчат. Гюлистанский договор 1813 года, согласно которому часть лезгинских земель отошла к Бакинской губернии, другая часть – к Дагестанской области. Ни кто не задумывается о справедливости или несправедливости такого договора. И не спрашивает: Почему кабальный договор стран захватчиков должен решить судьбу целого народа? Не отменить ли его? И отменили: 28 сентября 1991 года в с. Касумхюр на Съезде лезгинского народа была единогласно принята Декларация о воссоединении лезгинских земель и создании Республики Лезгистан.
У Лезгин, живущих в Азербайджане, есть все возможности для этнического развития: в школах преподаётся лезгинский язык, выходят свои газеты, издаются книги, есть свои музыкальные ансамбли и народная музыка. А действительное положение лезгин в Азербайджане совсем другое. Родной язык по 2 часа в неделю в 1–9 классах изучается лишь в школах Кусарского района (лезгины компактно проживают в 22 районах и городах республики), но нет учебников лезгинского языка (они в Баку не издаются и не заказываются в Махачкале, как это практиковалось в годы советской власти). Нет и учителей (Кусарский филиал Бакинского педучилища и Бакинский филиал Дагестанского госуниверситета не удовлетворяют потребности лезгинских школ). Программа по лезгинскому языку, как ни странно, издана на азербайджанском языке. Больше никаких научно-методических пособий для учителей нет. Единственная лезгинская газета, издающаяся на гос средства, это Кусарская районная газета «КцIар»: в еженедельном восьми полосном издании лишь на двух страницах печатаются материалы на родном языке. В таком положении находится и газета «Самур», издающаяся на спонсорские средства. Книги лезгинских писателей государство не издаёт. В тех книгах, которые печатаются на спонсорские средства, редакторы заставляют авторов менять слова «Лезгистан», «Садвал» и символы лезгинской земли на другие. На радиопередачи на лезгинском языке отводится мизерное время; телепередачи не ведутся. Музыкальные ансамбли созданы частными лицами на свои средства. Где же условия для этнического развития лезгин?! Положение лезгин в Азербайджане становится всё труднее и мрачнее. Власти АР делают всё, чтобы оторвать лезгин от своих этнических, исторических и культурных корней. Пропагандируют ложную теорию об общности тюркского и кавказских этносов. В городе Кусары центральную улицу, носившую имя известного лезгинского революционера, крупного советско-партийного деятеля и поэта Нуреддина Шарифова, заменили именем покойного президента АР Гейдара Алиева, а центральную площадь «Свобода» – именем генерала Абилова. Кусарский народный театр лишили имени Забита Ризванова, общественного деятеля, писателя и драматурга, за то, что он был лидером движения «Садвал». Государственную границу превратили в глухую стену между братьями-лезгинами, живущими в Азербайджане и Дагестане: подписка на лезгинские газеты и журналы, издающиеся в Дагестане, запрещена в АР они изымаются на таможне как крамольная литература. Запрещается говорить о национальных проблемах, а о воссоединении лезгинского народа категорически. Народное движение «Садвал» искусственно возведено в ранг террористической организации, его активисты посажены в тюрьмы, осуждены и убиты. Чтобы лишить этнических корней, фамилии покойников на могильных камнях требуют писать с тюркскими атрибутами «оглы» и «кызы». Народ лишён естественного права на свободную жизнь на своей исконной земле. В таких условиях могут ли лезгины уважать свою республику?!
Всем, кто интересуется Лезгистаном, кто боится и старается не замечать его, скажем:
«Лезгистан – это не идея, а реально существующая, исконная Земля и Родина лезгинского народа!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев