Как известно, Лезгины стали разделенным народом еще при царской России.
До включения в состав России в 1813 году согласно Гюлистанскому миру, Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им.
12 октября 1813 года, согласно Гюлистанского мирного договора (который собственно юридически оформил вхождение лезгин в Россию), народ (естественно, и территории, на которых они проживали по обе стороны реки Самур) вошел в состав России. И лишь позже, в 1860 году, новые колониальные власти разделили единый лезгинский народ между административными единицами — вновь созданными Дагестанской областью и Бакинской губернией.
После покорения Кавказа лезгинские ханства и «вольные общества» на договорных началах вошли в состав России. Во всех актах о вхождении ханств в состав России, подписанными обеими сторонами, говорилось, что « для охранения особо его высочества, его дома, так же как и всех его владений поставить... войска с пушками с их штабом и обер-офицерами, а на случай большой обороны главноуправляющий обязан будет, смотря по обстоятельствам и по нужде, усиливать отряд тот и военной рукою оборонять владения его высокостенства, Всероссийской империи принадлежащее».
Россия оказалась более демократическим государством, чем Персия и Турция, поэтому во время нефтяного бума в Баку (конец XIX — начало XX в.) из Северо-Западного Ирана, имевшего историческое название Атропатакан-Азербайджан, и из Турции в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии тогдашней России стали переходить сотни тысяч людей тюркского происхождения в поисках заработка и оседать на наших территориях. С помощью Турции тюрки захватили основные позиции в экономике Баку...
До и после Октябрьского переворота, в тот переломный момент для России, Турция открыто и беспрепятственно работала на огромных территориях Кавказа. В сентябре 1918 году турки оккупировали Восточный Кавказ и привели к власти в Азербайджане турок (турки-огузы). Как только политическая власть в многонациональной республике была захвачена турками, правящая элита сразу же приступила к реализации идеи создания мононациональной тюркской республики за счет принудительного превращения лезгин, талышей, татов, и т.д. в турок. Политики, философы и языковеды, теоретически обосновывая эту архиреакционную акцию, назовут этот процесс образованием или зарождением новой социалистической азербайджанской нации.
Подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан. Высшая власть в Дагестане после Гюлистанского мира принадлежала русскому военному командованию. Новосозданные Дербентскую и Губинскую провинции возглавляли военно-окружные начальники. Главное управление этими провинциями осуществлялось из Дербента. В 1846 году для управления Дагестаном была установлена должность военного губернатора с резиденцией в городе Дербенте. На него возлагалось гражданское управление.
24 января 1921 г. в жизни Лезгинского народа произошло переломное событие, наш народ по берегам реки Самур, административно разделили на две части — Азербайджанская ССР и Дагестанская АССР. Так впервые на карте Мира появилось административное образование «Азербайджанская республика» — мусульманская республика, под таким мотивом она и была создана совместным решением Ленина и Кемаля Ататюрка, т.е. Османской Турцией и Большевистской Россией. В новой Азербайджанской республике начались системные кадровые перестановки по исключению лезгин из структуры власти. Установили барьеры на пути сохранения и развития родного языка, письменности, истории, национальной самобытности и культуры лезгин. Для поступающих в ВУЗы абитуриентов ввели отдельный налог — «лезги пулу» (лезгинский налог) .
Лезгинский единый этнос в Дагестанской АССР раздробили по диалектам и географическим топонимам. С подачи Баку особенно активную позицию в этом деле занимали кумыкское и аварское руководство Дагестанской АССР. Существенная часть географических топонимов и названий населенных пунктов с лезгинского были переименованы в тюркские и количество таких объектов к сегодняшнему дню уже перевалило за 500. Но и у этой истории есть предшествующее начало.
Политика России на Кавказе, которую олицетворяет генерал Ермолов, автор тактики "выжженной земли", не могла не привести к возмущению гордого, свободолюбивого народа. То здесь, то там начали вспыхивать восстания. Возникла и идеологическая основа для массового восстания горцев - мюридизм. Создал и возглавил это движение один из выдающихся сынов лезгинского народа Магомед Ярагский родом из с. Яраги. Появившись в Южном Дагестане, мюридизм перекинулся в нагорный Дагестан и Чечню, где стал быстро развиваться и распространяться.
Из-за не продуманной политики административно-территориального устройства в целом на Кавказе (административные границы регионов и республик Кавказа менялись свыше сорока раз). Наиболее политически уязвимым разделенным народом стали лезгины. Это связано с тем, что численность представителей именно этой национальности, оказавшихся по разные стороны государственной границы, в относительных показателях превосходит остальные разделенные народы. Одновременно лезгины оказались беззащитными перед серьезными провокациями организуемыми, с некоторой периодичностью в районе российско-азербайджанской границы.
Дагестанская «выручка»
В самом Дагестане, правящая «элита» 50-60 годах расчленила лезгинский народ на составные части, придав им статуса «суверенности» накануне всесоюзной переписи, однако от такой «суверенности» лезгинские народы только проиграли, обещанные алфавиты они получили спустя сорок лет, уже в другом государстве.
Их носители, оставаясь бесписьменными, в школах взамен родного лезгинского языка, ввели «родной» русский язык, тем самым была осуществлена страшная авантюра тогдашними коммунистическими руководителями, в лице Абдурахмана Даниялова.
Росчерком пера, лезгины были поделены на (в том числе):
1)Лезгины - коренное население Юго-Восточного Дагестана. Территория расселения охватывала земли по реке Гюльгерычай, по среднему и верхнему течению р. Самур и южной оконечности Главного Кавказского хребта. С XIII в. земли лезгин в источниках именовались "Лекзистаном". В этническом отношении они делились на 3 большие группы - кюринскую, самурскую и кубинскую. В XIII-XIV вв. на лезгинских землях возникли автономные политические образования - вольные общества (джамааты), объединявшиеся вокруг крупных селений (Ахты-парах, Курах, Кюре и др.).
2)Табасаранцы - обитали в Юго-Восточном Дагестане (бассейн реки Рубас). В древности Табасаран входил в состав Кавказской Албании.(2) Селились табасаранцы в естественно укрепленных местах по склонам гор небольшими поселками, в которых размещался один тухум или объединение родственных тухумов, цахурцев , рутульцев, агульцев),
3-4)Рутульцы и цахуры проживали в Южном Дагестане в бассейне р. Самур, на южных склонах Главного Кавказского хребта, а также на территории Приморского Азербайджана. Рутул и Цахур в начале н.э. входили в состав Кавказской Албании, источники называют эту территорию "страной гелов". Рутулу и Цахуру удалось избежать зависимости от Золотой Орды и образовать два крупных общинных союза. Центрами консолидации рутульцев были крупные селения - Рутул, Шиназ, Кала, Борч и др., вокруг которых возводились оборонительные сооружения. Цахурским центром было с. Цахур. Процесс исламизации ранее всего затронул Цахур. В XV в.Во главе обществ Цахура в XV в. стоял султан).
5) Агулы (агульцы, самоназвание агъулар) — народ центральной части юго-востока Дагестана (Агульский, Курахский и Дербентский районы). Агулы делятся на четыре группы, проживающие в ущельях: агулдере и хушандере.
6) Арчинцы (самоназвание — аршиштиб, авар. рочисел, лакск. арчи) — коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар, в селах Арчиб, Алчинуб, Кубатль, Хилих, Кесериб, Хитаб, Калиб Чародинского района.
Руководствуясь имперским принципом «разделяй и властвуй», царское правительство разделяла наиболее крупные народы своего государства. Кроме того, все нерусские народы были разделены на «благонадежных» и «неблагонадежных». Лезгины, по всей видимости, были причислены ко второй группе. Но при Советской власти эти принципы были отменены. В результате почти все разделенные народы были объединены и получили свои национально государственные образования. Но этого не произошло с Лезгинами. Почему?
Большевики, мечтавшие о мировой революции, занявшись национальным строительством, решили, что в Закавказье им нужна большая тюркско-шиитская республика. Тем самым создавался плацдарм для переноса революции в соседний шиитский Иран, где, как известно, в северо-западных районах проживает большое количество тюркского населения, а также в этнически близкую Турцию.
После этого был дан зеленый свет полномасштабному процессу по тюркизации всех мусульманских народов, проживавших на территории вновь созданной республики. Широкое распространение получила идеология пан-тюркизма. Именно по этой причине не был решен вопрос по воссоединению разделенного лезгинского народа, а населенный преимущественно армянами Карабах был передан в состав Азербайджана.
Не получили также своих автономий талыши и таты, составлявших значительный
процент населения Бакинской губернии. Для искусственно созданного
таким образом народа путем грубого искажения и открытой фальсификации
исторических фактов была «написана и своя история». Вся история
проживавших на территории республики народов была объявлена тюркской,
т.е. азербайджанской. Дошли до того, что сегодня на официальном уровне
отрицается даже сам факт проживания когда-либо на территории республики
нетюркских народов.
В современной сложной ситуации решение разделенного лезгинского народа в окончательном варианте воссоединения является утопией, а если кто и выступает с подобными призывами радикализма - это люди, далеки от истины, это просто недопонимание сложной сущности проблемы и даже верхоглядство. На сегодняшний день во главу угла должен быть поставлен вопрос о возрождении единой этнической общности лезгин. Здесь прежде всего задача интеллигенции: учёных, учителей и представителей других специальностей, литераторов и СМИ помочь сохранить и возродить национальный дух народа, чтобы лезгин прежде всего чувствовал себя лезгином. Но это вовсе не означает проявления национального эгоизма или чванства. Жить надо в духе дружбы и взаимопонимания со всеми народами, обмениваться ценностями культуры, быта, экономики и т. д. Однако он постоянно должен чувствовать себя лезгином: будь он в Азербайджане, Дагестане или где угодно. Лезгины должны знать свою историю, литературу, культуру, своих национальных героев, поэтов и писателей» учёных и государственных деятелей. Сохранить надо свои национальные черты, традиции, образ жизни, завещанные нашими дедами и прадедами, и мы, современники, должны беречь их как зеницу ока. У нас должна быть национальная идея, отвечающая всем параметрам, духу времени начала XXI века. Если всё это лезгины осознают и каждый сделает для себя вывод, то нам никогда не будет угрожать ни ассимиляция, ни национальная ограниченность и замкнутость. И это будет одним из реальных путей для решения в будущем проблем разделённого лезгинского народа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев