📄 В этом году в православном календаре 22 февраля – Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Это день сугубой молитвы за православных христиан, окончивших земную жизнь и преставившихся к Богу.
Православная Церковь несколько дней в году посвящает особому поминовению наших усопших сродников. Это Троицкая (в субботу перед праздником Святой Троицы), Мясопустная (за седмицу до Великого поста) и Димитриевская (перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского) родительские субботы, три субботы во время Великого поста, а также Радоница (9-й день после Пасхи). Расскажу о том, почему предстоящая Вселенская родительская суббота имеет такое название и по какой причине установлена.
За неделю до Великого поста, в день, предшествующий воспоминанию Страшного суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам. В Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, Церковь молится о всех почивших отцах и братиях. Вместе с нею и мы молимся не только за усопших родителей, родственников, но и за всех православных христиан «от века почивших», то есть за всех, кто покинул земной мир, начиная от Адама. Потому-то эта родительская суббота и называется «Вселенская».
Вот что говорит святой отец IV века блаженный Августин: «В субботу же, а не в другой день, пред мясопустною Неделею (воскресным днём. – Ред.) полагается моление об упокоении душ, потому что день субботы, как день покоя, по самому своему значению есть наиприличнейший для моления – упокоить умерших со святыми. Кроме того, нынешним молением об упокоении усопших Святая Церковь напоминает нам о неизбежной и для нас кончине и предстоящем нам от неподкупного Судии испытании, дабы, устрашив этим, сделать нас более готовыми к подвигам приближающегося спасительного поста».
Почему же эта суббота называется мясопустной, и что это значит? Мясопустной она называется потому, что предшествует мясопустной Неделе – воскресенью перед Масленицей. Это последнее воскресенье, когда можно есть мясо. От слов «мясо» и «отпустить» и происходит название этой родительской субботы.
После воскресного застолья верующие как бы «отпускают» мясную пищу, отказываясь от неё до самой Пасхи.
Теперь поговорим о том, как правильно проводить этот день. Мы знаем, что усопшие себе помочь никак не могут, «тогда уже нет места покаянию». Как говорит Премудрый Соломон, «всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10). Однако все мы, верующие во Христа Спасителя и крестившиеся в Него, образуем Единую Святую Апостольскую Церковь, в которую входят и мученики, и исповедники, и святители. И это единство Церкви даёт нам возможность ходатайствовать пред Богом за тех, кто перешёл границу земной жизни. Как пишет в своих посланиях апостол Павел, все мы – одно Тело, хотя члены одни других превосходнее. За своих братьев и сестёр во Христе мы можем приносить молитвы, творить добрые дела, подавать милостыню, жертвовать что-либо для Церкви и другими способами оказывать посильную помощь нашим усопшим сродникам. Всё это способствует тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим.
Особенно же важна церковная молитва, ибо в Церкви совершается бескровная Жертва. Как говорит святитель Афанасий Великий, «молитвы наши совершая, имеем надежду несомненну, яко принесенная за души их Жертва, излиянная Кровь и вода от ребер Христовых, во святом потире совершаемая, окропляет и очищает их, о нихже приносится и о нихже изливается».
Продолжением молитвы обычно становится застолье, где стараются угостить бедных, детей и знакомых, особенно нуждающихся, по слову Евангелия: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния» (Лк. 14:12). По традиции прихожане храма собирали большой стол для того, чтобы всем вместе вспомнить близких их сердцу умерших людей.
На Вселенскую родительскую субботу принято готовить кутью (коливо, сочиво) – главное блюдо, которым поминают умерших. Кутья готовится из зёрен пшеницы с мёдом. Зёрна и мёд имеют символическое значение. Они напоминают нам о будущем всеобщем воскресении и последующей вечной блаженной жизни. Этот символизм имеет корни в Священном Писании. Апостол Павел сравнивает тело человека с зерном, которое сеется в землю, истлевает, а после прорастает и даёт плод. Так и человек должен быть предан земле, чтобы впоследствии, при воскресении мёртвых, приобрести новое славное тело. «…При воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное…» (1 Кор. 15:41–44).
После службы и трапезы хорошо съездить на кладбище, где ещё раз вспомнить и помолиться о почивших. Не нужно обращать внимание на многочисленные приметы, обряды и суеверия, связанные с поминовением усопших, и тем более ставить их выше Евангелия и церковных постановлений.
🖋 Диакон Андрей Викулов, газета "Благовест"
#порталлогосърязань #газетаблаговест
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев