Поздравляю всех с праздником! В д.Лилицино престольный праздник.
Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы совершается несколько раз в году - 3 июня, 6 июля, 8 сентября.
История празднования 6 июля связана с именем великого князя Иоанна III, который не пожелал более платить дань Орде. Укрепив положение своего государства, великий князь объявил в 1476 году ханскому послу, что он более не будет подчиняться хану и платить ему дань. Через три года после этого Иоанн III грозно встретил посольство из Орды, порвав ханскую грамоту, растоптав басму с изображением ордынского правителя и приказав умертвить всех послов, кроме одного, отпущенного в Орду со словами: «Спеши объявить хану виденное тобою; что сделалось с его басмою и послами, то будет и с ним, если он не оставит меня в покое».
В июне 1480 г. татарский хан Ахмат выступил в “великий поход” против Москвы, чтобы заставить великого московского князя возобновить выплату дани. Еще до прихода Ахмата, летом, 23 июня 1480 года, в Москву была принесена Владимирская икона Божией Матери, перед которой стали совершать непрерывные молебны о спасении Руси.
По приказу великого князя Ивана III Васильевича, русские рати вышли навстречу ордынскому войску. Подойдя к реке Оке, Ахмат увидел, что все переправы через нее заняты московскими полками под командованием сына великого князя Ивана Ивановича Молодого и воеводы, князя Данилы Дмитриевича Холмского. Ордынское войско двинулось к реке Угре, левому притоку Оки, надеясь там переправиться в московские земли. Однако русские полки успели перебраться к Угре, в район Калуги. И русские войска успешно отразили несколько попыток татар форсировать реку, умело применяя пушки и ручное огнестрельное оружие. 26 октября ударили морозы, и Угра покрылась льдом. Со дня на день ожидалось решительное наступление татар.
В Москве православный народ усердно молился перед Владимирской иконой Божией Матери. И неожиданно, 9 октября татары поднялись и стали отходить в степь. 11 ноября 1480 г. ушел и Ахмат. Летописец записал: “Бежали же татары с Угры, а были наги и босы, ободрались”. Вскоре, не успев возвратиться в Орду, Ахмат был убит. С ордынским игом на Руси было покончено навсегда.
Само освобождение Руси от ордынского ига церковное и народное сознание связало с заступничеством Божией Матери от Ее Владимирской иконы. “И случилось тогда преславное чудо Святой Богородицы: когда отступили наши от берега, тогда татары, охваченные страхом, побежали, думая, что русские уступают им берег для того, чтобы биться…” — записано в одной из летописей. Да и сам великий князь всемерно “хвалил” Господа и Пречистую Богородицу за чудесное спасение от Ахматовой орды: “Пришел великий князь в Москву из Боровска и воздал хвалу Богу и Пречистой Богородице и святым чудотворцам, избавившим от поганых, и возрадовались все люди и возвеселились, и восславили Бога и Пречистую Матерь, говоря: “Ни ангелы, ни люди спасли нас, но Сам Господь, по молитвам Пречистой и всех святых””. И буквально сразу же, зимой 1480/81 года, был установлен новый церковный праздник в память спасения Москвы от нашествия Ахмата — 23 июня (6 июля по новому стилю), день второго Сретения Владимирской иконы Божией Матери, а место стояния на Угре современники назвали “поясом Богородицы”.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2