Монастырская медицина - сплав православного сострадания и византийских знаний. Присоединив к тому умения волхвов, монастыри заложили основу русской медицины. Православие не только сохранило русский этнос в истории.
Благодаря ему возникла медицина в монастырях, вторая по древности после народной. Монастырская медицина возникла после крещения и противопоставлялась природной медицине волхвов. Церковники поощряли больных, обращавшихся к монастырским и светским врачам, практика которых контролировалась церковью. Уже Устав Владимира (X в) упоминает "лечица", подчиненного церковному суду. При монастырях создавали лечебницы, там и лечили.
С X века монахи помогали больным полезными советами и целительными зельями. Но познание оных о причинах и лечении заболеваний сильно отличалось от народной медицины язычников. Церковь объясняла все божьим наказанием. И требовала не лечить, а терпеть.
Но на терпении далеко не уедешь. С XI в. практическая медицина стала проникать и в монастыри Киевской Руси. Сначала в жестко религиозной форме. Монахи- лекари руководствовались византийским учением Тертуллиана (II-III вв.) и блаженного Августина (IV-V вв.) о лечении молитвами, "святой" водой, приложениями к "чудотворным" иконам и мощам святых.
Примеры подобных процедур XI-XIII вв. содержит Киево-Печерский Патерик. В лечебнице Киево-Печерской лавры преподобный Алимпий, лечил больных проказой обмазывая их иконописными красками.И это помогало, чудесным образом краски содержали нужные лекарственные компоненты.
Там же после смерти князя Святополка-Святоши монахи объявили его "исцелителем" от всех недугов. На тяжелобольных надевали его власяницу (нательную рубашку). По особому распоряжению игумена, знатных русичей бонусом возлагали на гроб святого Феодосия.
Любовь к чудодейственным иконам и мощам пойдет оттуда. Но не будем принижать силу Веры. Многим помогла, ибо сила убеждения мобилизует скрытые резервы организма. С XII в. религия стала уступать место науке. Но осталась рядом. Основатель Лавры Антоний "больныа исцеляша отъ своеа яди", но внушал им, что причина их выздоровления - молитва.
Его ученик Агапит и пресвитер Дамиан поступали аналогичным образом. Зная секрет сильнодействующего препарата, Агапит излечивал даже обреченных, но подчеркивал, что "здравъ бываше больный молитвою его". Дамиан лечил детские болезни. Он применял эффективные масла, но внимание акцентировал на эффекте одновременных молитв.
Заслуга монастырской медицины в накоплении знаний. Просвещенная Византия передавала единоверцам римскую практику. А традиция иноков записывать все, обогатила русскую медицину опытом поколений.
Монастырские лечебницы были центрами обучения и просвещения: монахи собирали римские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли это в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями волхвов. И по ним лечили. И учили братию лечить.
Много дали болгарские единоверцы. «Шестоднев» Иоанна Экзарха болгарского, а также переведенный с болгарского оригинала в 1073 г. болгарский «Изборник», состояли из отрывков сочинений величайших византийских богословов и проповедников по медицине. В 1076 г. выпущен русский «Изборник». Первая русская энциклопедия во всех областях,в том числе в медицинской.
В XI веке русские монахи перевели с греческого и "Физиолог" - сборник материалов о растительном мире, о пользе минералов. В XI-XIII веках русские лекари штудировали сочинения Теофраста, ученика Аристотеля, "отца ботаники". «Греческий волхв» изучил лекарственные растения и препараты на их основе.
В XII-XIII веках монастырские лечебницы получили сборник "Пчелы", содержавший высказывания античных и византийских медиков и философов (Демокрита, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Эпикура, Диогена, Плутарха, Диодора Сицилийского и др.).
Чтобы сохранить крепкое здоровье, "Пчелы" рекомендовали не скрывать немощь от врача, а пресекать ее в зародыше; много трудиться и вести умеренный образ жизни.Все это привело к тому что накануне вторжения Батыя (1237 г.) монастырская и светская медицина достигли больших высот.
Древнерусские "лечцы" уже поделились по специализациям. Одни стали "фитотерапевтами", мастерами растений. Другие - мастерами "железной хытрости" - хирургии. Поделившись тут на "специалистов" в "едъне" (прижиганиях тела, кровопусканиях) и мастеров по "резанию". При помощи ножа монахи-лекари делали сложные операции на различных участках тела, в том числе и черепно-мозговые; пытались удалять раковые опухоли.
Была разработана техника хирургических перевязок ("привузов"), помощь роженицам, и даже примитивное протезирование, костыли и прочее. Монастырская медицина была бесплатной, что отличало ее от светской и языческой. Согласно христианским канонам монахи к больным относились с любовью вплоть до самопожертвования. А спасенные нередко принимали постриг и помогали другим.
Купола храмов станут последним убежищем и в дни монгольского вторжения. В трагичный час падения больших и малых селений придут русичи в монастыри и церкви вновь. Чтоб получить поддержку в последний раз.
Да в древности люди много знали ,так же о внушении ,о силе слова ,зачастую вера в выздоровление творила чудеса,в человеке скрыты мощные РЕССУРСЫ для восстановления здоровья ,надо только не ленится и поверить ,что выздоровеет,есть много молитв направленных на восстановление разных органов человека,их чтение совпадает с магнитными колебания определенного органа,в старину умели подключаться к космической енергии,божественной енергии основанной на любви,добре ,вере ,надежде.
У нас у всех, одна дорога - к Богу, Чтоб ни случилось - мы идём к нему... И пусть не сразу, пусть сначала понемногу, Ну а итоге, верим лишь ему!!! Когда судьба, не слишком благосклонна, Бессильна медицина и врачи... Мы молимся молитвами исконными, И избавляем душу от тоски... Мы начинаем верить только в лучшее, Бог не оставит каждого из нас... Он примет очищающуюю душу, Через святыни шлёт нам всем наказ! Чтоб жили в мире, помогали страждущим, Любили ближнего и не таили зла... Мы всё равно придём к нему однажды, И Бог посмотрит- а какая жизнь была?
"Истину" божья овца глаголишь. Надо позакрывать ВСЕ больницы, поликлиники, госпиталя..... Не ..й содержать всех этих "тунеядцев" врачей. Пойдём к попам "лечиться": молитвами , "святой" водой, облизыванием мослов (мощей)....
Во времена древние лекарей не считали за людей и особенно в Европе. На балах ради хохмы хватали лекаря во дворце и кидали куда подальше. Читала книгу Басурман про лекаря из Германии который лечил Ивана Грозного.
В сентябре 1812 года состоялось Бородинское сражение в 120 километрах от Москвы. С июня 1812 года русская армия отступала, не давая сражения Наполеону Бонапарту. Надо понимать, что французский император не проиграл к тому времени ни одного сражения и считался в Европе непобедимым полководцем. Его армия была опытной и огромной. Недовольство народа привело к отставке главнокомандующего Барклая-де-Толли, но новый генерал - Михаил Кутузов продолжил отступать. Под Москвой император Александр Первый решительно приказал дать наконец генеральный бой, так и случилось Бородино.
Рубрика «Клуб читателей», где мы обсуждаем острые темы и комментарии. Тема сегодня: «Иван Грозный – кровавый опричник или мудрый царь-герой России?» В России годами идет полемика вокруг личности знаменитого царя Ивана IV. Убивал или не убивал сына, залил Россию кровью или нет, сделал её великой или мертвой. Обсудим?
О чем речь?
Иван IV «Грозный» (1530-1584). Впервые назвался царем всея Руси, положил начало царской династии. Ввел 1-й парламент (Земский Собор) и ограничил свою власть. Провел демократические реформы и заменил все древнерусские законы. Основал Печатный двор и русское книгопечатание. Пополнял древнюю библиотеку Рюриковичей и пом
В XVII-XVIII веках Южный Урал захлестнули мятежи башкир против колонизации. Царская армия не могла справиться с повстанцами, теряя крепости и солдат. Апофеозом сопротивления стало русско-башкирское восстание Емельяна Пугачева. Башкиры не были лучшими воинами Степи. Иначе не стали бы вассалами Ногайской Орды и татарских ханств. Но степные и кавказские народы достигли такого уровня мастерства, что все были грозным противником. А затем - лучшей частью императорской армии. (Это окончание рассказа, ссылка на начало в конце статьи). Башкиры делились на десятки независимых племен, племена на роды (семьи). Родовую конницу возглавляла военная знать –
Согласно скандинавской саге «Путешествие Охтера» ( 890 г. н.э.), норвежский купец Оттар сообщил королю Альфреду Великому, что плыл 15 дней вдоль северного побережья Мурмана, а затем на юг, наконец достигнув великой реки, видимо Северная Двина Архангельской области.
А у вас висел плюшевый коврик с этой знаменитой картиной?
У моей бабушки в деревне этот ковер был главным украшением комнаты. В детстве перед сном хотелось бесконечно рассматривать подробности сказочного полотна. Картина «Иван-царевич на сером волке» написана в 1889 году. Виктор Васнецов создал картину по мотивам старинной русской сказки «Иван-царевич и серый волк». В ней по заданию царя Иван ищет жар-птицу, чтобы привезти ее царю. Помогает ему в нелегком деле говорящий серый волк. В ходе поисков птицы Иван крадет царевну Елену Прекрасную, в которую он влюбился. На полотне изображен момент, когда они спасаются от погони. Огромный волк несется через страшный и дремучий лес, пытаясь спасти г
Иван Грозный даровал беспрецедентную свободу башкирам. Право племен на землю. Запрет русским колонизировать и крестить мусульманскую Башкирию. Отсутствие царских чиновников и всех податей кроме легкого ясака. Такого в России не было и не будет. Решения Ивана IV понятны. На юге сильнейшая Ногайская Орда в 200 000 сабель. Выше Сибирское ханство, на западе Крымское. Бунтуют казанские татары. Охрану переправ на Волге и Яике царь снял, войска нужны в Крыму и Ливонии. Если он надавит сильней, башкиры откочуют к врагам. Это часть 3/4, начало в конце этой статьи. Потому Грозный наследникам своим велел башкир не обижать. Но что вечно? Смутное время и н
Комментарии 342
Чтоб ни случилось - мы идём к нему...
И пусть не сразу, пусть сначала понемногу,
Ну а итоге, верим лишь ему!!!
Когда судьба, не слишком благосклонна,
Бессильна медицина и врачи...
Мы молимся молитвами исконными,
И избавляем душу от тоски...
Мы начинаем верить только в лучшее,
Бог не оставит каждого из нас...
Он примет очищающуюю душу,
Через святыни шлёт нам всем наказ!
Чтоб жили в мире, помогали страждущим,
Любили ближнего и не таили зла...
Мы всё равно придём к нему однажды,
И Бог посмотрит- а какая жизнь была?