Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня обсудим вопросы, которые имеют определяющее значение для наших долгосрочных системных планов развития Дальнего Востока, для уверенной работы предприятий, реализации инвестиционных программ. И конечно, для повышения качества жизни граждан, которые проживают в этом огромном макрорегионе.
Речь прежде всего пойдёт об укреплении энергетической и транспортной инфраструктуры.
Давайте начнём с энергетики. Рассмотрим здесь не только перспективные задачи, но и острые текущие проблемы.
Всем хорошо известно, что в августе этого года в Приморском крае произошло серьёзное технологическое нарушение в работе оборудования высокого класса напряжения – 500 киловатт. Его последствия ощутили на себе почти два миллиона человек. Надеюсь услышать, какие выводы были сделаны из возникшей ситуации и какие конкретные решения планируется реализовать в ближайшее время.
Кстати говоря, у нас в связи с продолжительной жарой и на юге были соответствующие проблемы, отключения, и там люди это тоже на себе почувствовали. Да, конечно, в известной степени это природная аномалия, но они случаются, и мы должны быть к этому тоже готовы. Такие оперативные действия должны быть увязаны с нашей системной работой.
И в этой связи отмечу, что потребление электроэнергии на Дальнем Востоке уверенно растёт. Ну и слава богу, конечно, потому что это о чём говорит? Это говорит о том, что темпы роста экономики здесь выше общероссийских. Если в целом в стране в прошлом году потребление электроэнергии увеличилось на 1,4 процента, то на Дальнем Востоке – на 3,5 процента. Это отражает, как я уже сказал, рост деловой активности в дальневосточных регионах. Здесь динамично развиваются производства, строится жильё, возводятся социальные объекты.
Ожидается, что на горизонте до 2030 года потребление электроэнергии на Дальнем Востоке будет прибавлять в среднем около пяти процентов в год, то есть этот темп будет в два раза выше среднероссийского показателя.
А значит, с такой же опережающей, высокой динамикой необходимо наращивать объёмы генерации в дальневосточных регионах. С учётом специфики энергосистем, прогнозной потребности бизнеса, граждан в электроэнергии нужно строить станции и сети, развивать обеспечивающую инфраструктуру.
Соответствующие решения сейчас прорабатываются Правительством. В целом отмечу, что к 2030 году на Дальнем Востоке должны быть построены объекты генерации общей мощностью 2,6 гигаватта.
Но на что бы хотел обратить внимание, уважаемые коллеги? Прежде всего, конечно, это касается Министерства энергетики да и других ведомств. У нас же в этом регионе достаточно большой объём устаревшего оборудования, и оно будет выводиться из работы, из строя. Поэтому для того, чтобы обеспечить нужный объём, надо обязательно иметь в виду и вот это обстоятельство.
В числе приоритетных проектов – строительство Южно-Якутской ТЭС, а также почти четырёхкратное увеличение мощности Свободненской ТЭС в Амурской области. Кроме того, должны быть модернизированы 270 станций, работающих на дизельном топливе, в том числе в Якутии и на Камчатке. При этом, конечно, нам надо смотреть дальше, уже сейчас верстать планы на более отдалённую перспективу.
Напомню, что по итогам прошлогоднего Восточного экономического форума было дано поручение подготовить долгосрочную программу развития электроэнергетики Дальневосточного федерального округа, рассчитанную до 2050 года. Это всё планы с большим сроком исполнения. Главное, чтобы мы вовремя всё это делали.
В её основе должна лежать Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России. То есть где, в какие сроки появятся тепловые, атомные, гидроэлектростанции, объекты генерации на возобновляемых источниках энергии. Я, когда сказал про атомные электростанции, имел в виду, конечно, в том числе и Дальневосточный регион. Почему нет? Это перспективное направление. Если уж мы столько объектов строим за границей – сколько уже, не помню, двадцать, что ли? – и финансируем в значительной степени эти объекты, мы должны выполнять соответствующие планы увеличения атомной генерации и внутри страны.
А также необходимы протяжённые линии электропередачи. Этот документ должен быть утверждён Правительством до 1 декабря текущего года. Времени осталось не так много. Сегодня жду докладов о том, как продвигается работа по этим направлениям.
Далее. Ещё одна тема нашего совещания касается улучшения логистики, повышения транспортной доступности Дальнего Востока и связанности его регионов между собой. Задача, как мы понимаем, непростая, учитывая огромную территорию Дальневосточного федерального округа. Здесь в числе приоритетов прежде всего, конечно, развитие авиационных перевозок, формирование новых, более удобных для граждан маршрутов.
Отмечу, что объём воздушных перевозок по дальневосточным направлениям также уверенно растёт. За десять лет пассажиропоток увеличился вдвое и в прошлом году составил рекордные 10,5 миллиона человек. Почти четверть из них – 2,4 миллиона пассажиров – воспользовались авиарейсами между дальневосточными регионами.
В прошлом году на Восточном экономическом форуме была поставлена цель, чтобы к 2030 году пассажиропоток на внутренних рейсах Дальнего Востока вырос не менее чем до четырёх миллионов человек в год. Для решения этой задачи необходимо строить и модернизировать аэродромную инфраструктуру, расширять маршрутную сеть между регионами Дальнего Востока, развивать парк воздушных судов и повышать доступность авиабилетов.
Нам нужен региональный самолёт. Юрий Петрович Трутнев докладывал, да и я, собственно, знаю из других источников: мы откладываем и откладываем всё вправо и вправо строительство и появление этого регионального, так нужного нам самолёта.
Я прошу коллег сегодня подробно рассказать, как реализуются соответствующие планы и проекты, при этом особый акцент сделать на поддержке воздушных перевозок по социально значимым маршрутам Дальнего Востока, а также на планах строительства отечественных самолётов для региональной и малой авиации. Естественно, новые машины должны быть конкурентоспособными и по своим техническим характеристикам, и по цене.
Далее. Большое внимание мы уделяем развитию автомобильных дорог на Дальнем Востоке. Их состояние играет во многом ключевую роль для эффективной логистики, укрепления экономики региона в целом. И конечно, для повышения качества жизни, как я уже сказал.
В числе наиболее крупных, значимых дорожных объектов, построенных на Дальнем Востоке за последнее время, – мостовой переход через реку Зея в Амурской области. Мы также обязательно должны реализовать другой важный и долгожданный для людей проект – строительство моста через Лену в районе Якутска. Тем более что это уже перестаёт быть тупиковым направлением.
Напомню, что у нас установлены чёткие ориентиры по состоянию автодорог. Не менее 85 процентов дорожной сети агломераций и не менее половины дорог регионального значения должны быть, что называется, в нормативном состоянии до конца текущего года.
Прошу сегодня рассказать, как продвигается эта работа, а также как развивается дорожная инфраструктура в рамках реализации дальневосточных мастер-планов. При этом, конечно, известно, что в некоторых дальневосточных регионах есть риск недостижения ранее поставленных целей в заданные сроки. Рассчитываю в этой связи услышать доклад о том, как предлагается наверстать отставание. А в дальнейшем нужно держать этот вопрос на особом контроле Правительства и региональных властей.
Отдельно прошу остановиться на том, что планируется сделать для обеспечения качественными подъездными путями автомобильных пунктов пропуска на государственной границе. Мы ускоренно развиваем их инфраструктуру, и очень важно, чтобы эти работы были синхронизированы с планами дорожного строительства.
И в завершение: мощное конкурентное преимущество Дальнего Востока – это близость к международным логистическим маршрутам, включённость в глобальную систему движения товарных потоков. Поэтому все наши планы по развитию транспортных коридоров на Дальнем Востоке должны быть увязаны и с проектами по освоению Северного морского пути. Мы часто, если не постоянно, об этом говорим.
Важную роль для нашего выхода на внешние рынки играют дальневосточные морские порты. На их долю уже сегодня приходится четверть грузооборота всех российских портов, и этот показатель объективно продолжит расти. Это абсолютно очевидная вещь.
Знаю, что бизнес совместно с регионами, федеральными органами власти реализует большие планы по модернизации и строительству причалов, других объектов портовой инфраструктуры. Нужно обязательно поддержать эти проекты. При этом важно расширить подъездные пути и к морским портам, наращивать провозные возможности железных дорог.
Мы планомерно, на постоянной основе «расшиваем» узкие места БАМа и Транссиба. По итогам текущего года их провозная способность должна увеличиться до 180 миллионов тонн.
В этом году стартовал третий этап модернизации Восточного полигона железных дорог. Он предусматривает рост провозной способности до 270 миллионов тонн по итогам 2032 года, а также более эффективное распределение грузопотоков к портам Приморского транспортного узла Ванино и Советская Гавань.
Прошу сегодня подробно рассказать о том, как реализуется этот масштабный, системно значимый проект.
Давайте начнём с энергетики. Слово – Министру энергетики Сергею Евгеньевичу Цивилеву.
<…>
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6