Вторник 4 февраля 2025 / 22 января 2025
Седмица 33-я по Пятидесятнице. Глас седьмый.
Ап. от 70-ти Тимофея (ок. 96).
Прмч. Анастасия Персянина (628).
Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца (1623).
Сщмчч. Иоанна, Николая, Иакова, Петра, Иоанна, Иоанна, Иоанна и Евфимия пресвитеров (1938).
Прмч. Анастасия, диак. Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия епископов, Сиония, Гавриила, Иоанна, Леонта, Парода пресвитера и прочих 377-ми (ок. 817).
Св. Иоасафа Самакуса Освященного, Критского (Греч.).
Св. Бритвальда Вилтонского (1045) (Кельт. и Брит.).
Св. Вендреды Марчинской.
Чтения дня
1 Петра 3:10-22
Марка 12:18-27
Тропари
Ап. от 70-ти Тимофея. Тропарь, глас 4.
Бла́гости научи́вся и трезвя́ся во всех,/ благо́ю со́вестию священноле́пно обо́лкся,/ поче́рпл еси́ от сосу́да избра́нного неизрече́нная/ и, ве́ру соблю́д, ра́вное тече́ние соверши́л еси́,/ апо́столе Тимофе́е,/ моли́ Христа́ Бо́га/ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 1.
Боже́ственнаго ученика́ и спутеше́ственника Па́влова Тимофе́я,/ ве́рнии, воспои́м вси,/ с сим почита́юще му́драго Анаста́сия,/ возсия́вшаго от Перси́ды, я́ко звезду́,/ и отгоня́щаго душе́вныя на́ша стра́сти/ и неду́ги теле́сныя.
Тропарь мученика Анастасия, глас тойже.
Му́ченик Твой, Го́споди, Анаста́сий/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего,/ имея́й бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами/ спаси́ ду́ши на́ша.
Прп. Макария Жабынского, Белевского чудотворца. Тропарь, глас 4.
От мирска́го жития́ изше́д/ в ти́хое приста́нище жи́зни и́ноческия, преподо́бне Мака́рие, вшел еси́,/ в не́йже до́бре подвиза́вся, ду́шу твою́ доброде́тельми превысо́кими обогати́л еси́,/ и яви́лся еси́ добр па́стырь и учи́тель и́ноческому собо́ру,/ ему́же и оби́тель возгради́л еси́,/ та́же в безмо́лвие вшед и Богови́дения сподо́бився, ко Го́споду преста́вился еси́,/ И́же да́ром чуде́с тя обогати́./ Его́же ны́не моли́,/ да спасе́т ве́рою и любо́вию почита́ющих святу́ю па́мять твою́.
Кондак, глас 8.
Житие́ чи́стое, терпе́ние, кро́тость и любо́вь нелицеме́рну,/ воздержа́ние соверше́нное,/ умиле́ние Боже́ственное,/ ве́ру же и наде́жду и́стинну и милосе́рдие стяжа́в,/ равноа́нгельно, Мака́рие, на земли́ пожи́л еси́/ и на Небеси́ Бо́гови с ли́ки Безпло́тных предстои́ши./ С ни́ми же, свя́те, моли́ся/ мир Росси́йстей Це́ркви дарова́ти/ и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Тропарь Анастасия, в Ближних пещерах, глас 4.
Плотско́е, я́ко безпло́тный Áнгел, возненави́девши препита́ние,/ духо́вную во и́ноческом чи́ну возлюби́л еси́ пи́щу,/ и в нем Богови́дцу на Сина́и Моисе́ю/ до́брым жития́ твоего́ по́двигом уподобля́яйся,/ мно́гими на горе́ Бо́жией Пече́рской возвы́сился еси́ доброде́тельми,/ иде́же в моле́нии к Вы́шннему непреста́нно пребыва́л еси́,/ ны́не же со отцы́ преподо́бными Пече́рскими,/ а́ки би́сер многоце́нен, мощми́ нетле́нными/ в пеще́ре твои́ми пресве́тло сия́еши,/ а душе́ю со Áнгелы пред Престо́лом Бо́жиим,/ святы́й преподобному́чениче Анаста́сие, предстои́ши,/ о нас всегда́ моля́ся ко Го́споду/ спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8.
По́стническим пло́ти твое́я умерщвле́нием/ ду́шу оживи́л еси́,/ и́бо твоего́ ра́ди презе́льнаго воздержа́ния/ и привре́меннаго терпе́ния,/ жизнь непрее́мная и диади́ма неувяда́емая/ от пострада́вшаго за ны пло́тию/ и из ме́ртвых воскре́сшаго Христа́ Бо́га на́шего,/ тебе́, свя́те, преподобному́чениче Анаста́сие,/ я́ко злочести́вых победи́телю/ несумне́нно и вои́стинну угото́вася,/ зане́же Бо́жие тридне́вное Воскресе́ние/ всем, живу́щим на земли́,/ тобо́ю, я́коже иногда́ от отроко́в Ефе́сских правосла́вно воспропове́дася,/ и сего́ ра́ди, о́тче, днесь к тебе́ вси вопие́м немо́лчно:/ святы́й преподобному́чениче Анаста́сие Пече́рский,/ моли́ приле́жно воста́вшаго Христа́ тридне́вно из ме́ртвых,/ да изба́вит от сме́рти ве́чныя ду́ши на́ша.
Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 18-27.
18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
20 Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.
24 Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
________________________________
Сегодняшнее чтение рассказывает нам об очередной ловушке, которую придумали на этот раз саддукеи, чтобы поставить Иисуса в глупое положение и тем самым показать Его несостоятельность как выдающегося Учителя. И только у евангелиста Марка есть фраза, с которой и начинает Свой ответ Спаситель: «этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?»
Главная ошибка саддукеев – это их ложная глубинная установка, что Писание – это универсальный инструмент, простирающийся в том числе и в будущее Царство Божие. По отношению к Писанию саддукеи были очень консервативны: в отличие от фарисеев, которые приравнивали устные предания с письменным Откровением, саддукеи признавали абсолютный авторитет только за Торой. Они не допускали каких-то иных вариантов прочтения или истолкования Писаний, кроме как буквального. Поскольку в Торе прямых свидетельств о будущем воскресении из мёртвых не было – об этом говорилось только в пророческих книгах, более поздних – саддукеи решительно отрицали саму возможность воскресения как такового. И в этой уверенности они были куда более радикально настроены, нежели чем фарисеи – у которых возможности интерпретации текстов Торы были почти безграничны.
В Своём ответе Спаситель показывает две главных ошибки саддукеев: непонимание Писания и ложные представления о Боге. Если мы думаем, что имея за плечами двухтысячелетний опыт христианства мы вполне избавлены от ошибок саддукеев – мы весьма заблуждаемся. Речь, конечно же, не об отрицании воскресения. Но когда мы начинаем смотреть на Библию как на универсальную отмычку, подходящую для всех дверей, разрешающую абсолютно все вопросы – и духовные, и душевные, и даже загадки физического мира – мы совершаем ту же ошибку, что и саддукеи. Библия – это живое Слово Живого Бога, а не какая-то Сверхэнциклопедия. Да, это действительно истинное Откровение Самого Бога – но вовсе не авторизованная Богом википедия. В Библии сказано самое главное, что должен услышать человек – а именно базовые, фундаментальные истины о Боге, самом человеке, мироздании, и об отношениях между ними. И цель этих Богооткровенных свидетельств – помочь человеку проложить верный маршрут к своему спасению, чтобы оказаться в обетованном Царстве Божием. На протяжение тех тысяч лет, когда складывался ветхозаветный и новозаветный канон библейских книг, он неизбежно впитал в себя ментальность и язык многих эпох – что делает Библию уникальным свидетельством и интереснейшим объектом научного исследования. Однако сказанное в Священном Писании имеет совершенно чётко обозначенный адресат: это – читатель или слушатель, это – мы с вами. Библия не говорит «в пустоту», и это не энциклопедия «Хочу всё знать!» Человек на протяжение тысяч лет не особо-то изменился по своей природе: да, у нас есть интернет, радио, смартфоны и стиральные машины – но радости и горести каждой живой душы – те же самые, что и пять, и десять тысяч лет тому назад. Вот к этой-то живой душе и обращено Слово Божие – поэтому и мы по сей день получаем огромную пользу, когда читаем Писание.
Безумен тот, кто пытается сделать библейские слова самодостаточной дубинкой, которой можно сокрушать хребты своих врагов. К каким трагическим последствиям это приводит – хорошо показал создатель фильма «Ученик», где главный герой превратил Библию в неиссякаемый арсенал убийственных в прямом смысле слова цитат. Ведь Писание – это прежде всего отпечаток, оставленный Самим Богом для определенной эпохи: но сделав этот отпечаток, Бог никуда не испарился – Он также, как и раньше, находится рядом. И библейские слова – не более чем посредник, помогающий нам снова и снова открывать Одного и Того же Живого Бога – не пытаясь втиснуть его в какие-то понятные и приятные для нас рациональные шаблоны.
Помоги же нам, Господи, не лениться читать Твоё Слово – и за каждой строчкой ощущать Твоё живое присутствие в нашей нынешней жизни! https://vk.com/video-79196318_456247899
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев