Преподобный Феофан исповедник, епископ Никейский, вместе с братом святым Феодором получили наименование «Начертáнных», потому что по приказу одного из императоров-иконоборцев на их лица раскалёнными иглами нанесли якобы позорящие их надписи — 12 стихотворных строк, в которых о исповедниках говорилось как об «сосудах суеверного заблуждения». Святой Феофан был одним из плодотворнейших гимнографов. Ему принадлежит множество песнопений на разные Господские и Богородичные праздники и памяти святых угодников. Лучшими творениями святого считаются канон в неделю Торжества Православия, каноны святым апостолам и канон Октоиха об усопших.
Преподобный Феофан Начертанный, столько прославляется святою Церковью как творец канонов, сколько же ублажается как исповедник Христов. “Писанием твоего всечестнаго и чистаго, мудре, лица, — говорится в каноне на день его памяти, — безбожных писания измазуеши”.
...
Труды преподобного Феофана Начертанного представлены преимущественно в Минее. Здесь есть его каноны: 1) пророкам, 2) апостолам, 3) святителям, 4) преподобным, 5) мученикам и мученицам. Следует сказать, что Преподобный пишет каноны наиболее прославленным святым; его младший современник преподобный Иосиф Песнописец составляет каноны тем святым, которые не были воспеты преподобным Феофаном. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы до 6-й песни написан преподобным Феофаном, остальные песни принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину.
Значительные труды положены святым исповедником на составление Октоиха. Здесь известны его каноны: 1) святым ангелам (на все восемь гласов и его же стихиры); 2) святым Апостолам (кроме 7-го гласа); 3) восемь канонов о усопших (по числу гласов; канон 6-го гласа наиболее известен и поется на погребении); 4) каноны Божией Матери в пяток, хотя они и не надписаны.
В Триоди Постной преподобному песнописцу принадлежат каноны 1) на утрени и повечерии недели Православия; 2) в среду 4-й недели Великого Поста; 3) в субботу Ваий до 6-й песни (в дополнение к четверопеснцу преподобного Космы Маиумского); 4) канон в неделю о блудном сыне. В Триоди Цветной есть 1) канон преподобного Феофана на Преполовение Пятидесятницы; 2) богородичные тропари в пасхальном каноне (которые обозначаются и как канон Богородице в 3-ю неделю по Пасхе) и 3) канон Святому Духу на повечерии дня Пятидесятницы.
Таким образом, в Триодях каноны преподобного приурочены к менее значительным праздникам, только в редких случаях он дополняет труды прославленных песнописцев святых Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского с тем, чтобы создать полные каноны. Особое положение занимает его канон в неделю Православия, восстановление которого он лично праздновал в 842 году после освобождения из по существу пожизненного заточения.
Среди канонов преподобного песнописца, которые признаются его лучшими произведениями, прежде всего необходимо остановиться на его канонах усопшим, которые написаны для восьми гласов Октоиха и действительно имеют большие достоинства. Во всех этих канонах можно отметить большую музыкальность, стройность, богатство образов. Идея воскресения подается в них с особенной широтой, а для выражения своей глубокой любви к усопшим святой песнописец находит замечательные выражения. Так, он пишет в каноне четвертого гласа: Держай за десную руку раб Твоих, настави их на пажить бессмертную, Спасе, на зрение доброты Твоея. В каноне же восьмого гласа преподобный Феофан умоляет Создателя: Яко источник жизни присносущныя, яко сладости сый поток, рабы Твоя, благочестно к Тебе преставленыя, сподоби пети и славословити Тя во вся веки. Здесь же изливает Преподобный свое исповедание веры во Христа, причем находит самые различные выражения и подобия. Весь еси, Спасе мой, сладость световиднейшая, весь еси желание ненасыщаемое: потоки Твоея пищи и водою оставления усопшия напой. Здесь опять не забыты отшедшие от этой жизни. Мя, человека, посреде смирения же вкупе и величества создал еси, — исповедует Преподобный вечную истину человеческого жития. А далее он дает глубокое исповедание Богочеловечества Христова, Его великого подвига для нас. Наказав прежде многими чудесы <…> мене заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил еси, яко сострадателен, — восклицает Преподобный, — и поискав обрел и спасл еси.
Истинно, от лица всего мира взывает Преподобный ко Христу, когда говорит в каноне усопшим: Очисти рабы Твоя и тем согрешений прощение подаждь, Человеколюбче, и жизни сподоби нетленней и блаженному наследию. И, вероятно, в этом тропаре наиболее останавливают сердце слова молитвы Преподобного: очисти рабы Твоя… В этих же канонах преподобного Феофана проявляется его глубокая любовь к мученикам Христовым, которых он умоляет помочь усопшим. Мертвостию живоносною, истканною мучений ради, всехвальнии мученицы одеяни светло, душам прежде усопшим божественный испросите покой.
Эта живоносная мертвость святых мучеников не только ощущалась Преподобным; он сам носил ее в своем теле и на своем челе, поэтому так жива его молитва к мученикам об усопших братьях. Именно святым мученикам усвояет Преподобный молитву об умерших, когда говорит: Тя мученицы молят: сих, яже преставил еси от земли, в земли кротких, Спасе, упокой. Преподобный Феофан, будучи мужем веры и исповедания, сам искал и жаждал покоя в земли кротких.
У преподобного исповедника Феофана Начертанного в его канонах усопшим главенствует отчетливое созерцание жизни человеков за пределами этого мира. Он — по ходу своей жизни, в своих страданиях — все время предстоял исходу из этого мира, жил перед чертой, перед концом своего бытия в темничных заключениях и изгнаниях. Отсюда у него, постоянно сущего у этой грани, изливается живая молитва об усопших, о людях, перешедших последнюю грань. Отсюда — сила, достоверность, истинность его молитвенных вопияний о них, отсюда его заупокойная молитва, воспринимаемая всеми людьми. Отсюда — живая похвала Преподобному от всех, кто соприкасается в этой молитве со строками его канонов усопшим.
Предстояние вечности, умоление о вечности, о земле кротких здесь сочетается для преподобного Феофана с восхождением к образу благоразумного разбойника и с молитвой о рае для всех умерших. Рай убо с Тобою повешенному, яко отверзл еси; ныне приими души, Владыко, к Тебе верою преставльшияся.
Таков образ преподобного песнописца-исповедника, одна из существеннейших частей его души, его вздохов, его желаний...
Сурова была подвижническая жизнь преподобного Феофана Начертанного, каноничны и строги были строки его творений. Из сурового хода своей судьбы, из постоянного предстояния границе бытия преподобный Феофан черпал свою близость к судьбам усопших и заботу о них и потому смог сказать незабываемые глаголы об их бытии, их упокоении, их утешении в жизни вечной. Его сердце всегда было сердцем христианина, а потому, по Апостолу, “потаеный сердца человек, в неистлении кроткаго и молчаливаго духа” (1 Пет 3:4), он хранил в себе источник умиления, который вдруг, будто против воли, изливался в утешительных глаголах некоторых его канонов, оживляющих сердца его братьев во Христе.
Из этого же сердца исторгалась его хвала, его славословие образа Христова, Богоматери и всех святых, его живое исповедание Церкви и святого Православия. И отсюда же, из глубины этого “потаенного” сердца он воспел Христа как начало и конец и преполовение наших дней и открыл глубокую тайну, что Христос не отринул облещися в смердящаго, чем и утвердил законы духовной жизни для последователей Христовых.
Единство жизни и творений преподобного Феофана запечатленыи тем, что святая Церковь не усвоила ему именования песнописца, а запечатлела его подвиг, сохранив за ним имя Начертанного, и потому едины перед Господом титла его трудов и титла его преподобного лика.
---
https://vk.com/video-79196318_456246842 Утренние молитвы https://vk.com/video-79196318_456246845
https://vk.com/video-79196318_456246842 Утренние молитвы https://vk.com/video-79196318_456246845
https://vk.com/video-79196318_456246842 Утренние молитвы https://vk.com/video-79196318_456246845
https://vk.com/video-79196318_456246842 Утренние молитвы https://vk.com/video-79196318_456246845
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1