08.1976 г. Катастрофа Ту-95рц (66МРТС304) (392 одрап, аэродром Кипелово):
Командир корабля - майор Красносельских А.И., 2 класс.
Состав экипажа:
майор Красносельских А.И.
капитан Гарынычев Ф.Е.
капитан Бычков А.Ф.
капитан Скороходов Л.И.
ст.лейтенант Позняк В.А.
ст.лейтенант Васильев Н.Ф.
ст.лейтенант Лебедев Е.Н.
прапорщик Трифонов М.Н.
прапорщик Грибалев В.И.
прапорщик Тараненко А.И.
прапорщик Федяшов В.А.
курсант Колибабчук В.М.
Самолет м-ра Красносельских упал в 20 ч 15 мин (время - гаванское) у побережья США (о-в Ньюфаундленд) при перелете с о. Куба на Кольский полуостров (Гавана-Оленья) в Атлантическом океане. Через 6 ч 20 мин. после взлета произошло сваливание при изменении эшелона с 8700 до 9000 м. Экипаж пытался вывести самолет, но он оставался неуправляемым, а перегрузки не дали возможности экипажу его покинуть. Ведомый экипаж снизился до 300 м, но места катастрофы не обнаружил. Поисковая группа кораблей нашла отдельные части самолета, останки членов экипажа и документы. Наиболее вероятная причина катастрофы - штопор после попадания в спутный след пролетевших перед ними по международной трассе самолетов.
Заключение о причинах АП:
Причина авиационного происшествия не установлена.
Наиболее вероятной причиной АП явилось сваливание, с последующим неуправляемым падением по траектории плоского штопора, из-за непреднамеренного попадания в вихревой след (спутную струю) пролетавших перед этим самолетов, следовавших по международным трассам на высотах 9000-11000 метров. Вывод подтвержден дешифрированием ленты МСРП-12 в 13 Государственном НИИ ЭРАТ 24 ноября 1976 г. Результаты обработки информации свидетельствовали о появлении внешних возмущающих сил и стремлении экипажа парировать их. При достижении вертикальной перегрузки 1,7 - 1,8 произошло сваливание.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 24
- Мы шли чуть выше и все равно ОБГОНЯЛИ ведущего. Тайна была рядом.
На минимальной скорости полета и расход топлива минимальный. При удачном стечении обстоятельств им бы хватило керосина с посадкой «дома», а не на запасном аэродроме. Да еще попутный ветер должен был помочь. У командира ведущего экипажа была больная жена. За ней присматривала соседка. Возможно, он экономил топливо таким образом. Чем ближе скорость полета к минимально- допустимой, тем больше угол «атаки». При наборе высоты он еще увеличивается. Коварный попутный ветер мог сыграть свою страшную роль своей непостоянностью. Все виды болтанки происходят именно из- за этого. Возможно, все вместе взятое и привело к выходу на «закритические углы». Но это была только версия. Поч...ЕщёОдна из версий катастрофы изложена в автобиографической повести "За горизонтом" З. Ибрагимова, начальника РЭБ 392 ОДРАП, сослуживца м-ра Красносельских, на мой взгляд самая реалистичная. Одна фраза командира Манина, мне показалась очень важной.
- Мы шли чуть выше и все равно ОБГОНЯЛИ ведущего. Тайна была рядом.
На минимальной скорости полета и расход топлива минимальный. При удачном стечении обстоятельств им бы хватило керосина с посадкой «дома», а не на запасном аэродроме. Да еще попутный ветер должен был помочь. У командира ведущего экипажа была больная жена. За ней присматривала соседка. Возможно, он экономил топливо таким образом. Чем ближе скорость полета к минимально- допустимой, тем больше угол «атаки». При наборе высоты он еще увеличивается. Коварный попутный ветер мог сыграть свою страшную роль своей непостоянностью. Все виды болтанки происходят именно из- за этого. Возможно, все вместе взятое и привело к выходу на «закритические углы». Но это была только версия. Почему ее не рассмотрели полностью, было понятно. К этому времени в штабах авиации ВМФ уже сложилось мнение о «героическом» характере таких полетов. Допустить, что коммунист сознательно шел по краю пропасти, никто не хотел.
Если доказать, что экипаж нарушил инструкцию, и в следствии этого погиб, то все выводы менялись на противоположные. Надо было бы искать виновных. Кто контролировал экипаж? Кто давал допуски к полетам? Кто писал положительные характеристики при назначении на должность? А так все списали на «попадание в спутную струю от проходящих лайнеров».
Полнейший абсурд устроил командование. Я лично несколько раз за полеты уже ощущал «попадание в спутную струю». Во время дозаправки в воздухе спутная струя от заправщика была настолько сильной, что наш самолет буквально швыряло в сторону. Но это только в непосредственной близости. Во всех других случаях она была не опасной. Кроме небольших рывков ничего не было. Доказать версию было бы легко. По данным второго экипажа рассчитать скорость по этапам. И все. Даже примерный расчет по пройденному расстоянию и времени между взлетом и падением уже говорил о минимальной скорости. По данным МСРП, то есть «черного ящика» можно было определить только приборную скорость. А она не учитывала другие составляющие. Их можно было рассчитать по фактической температуре. Мне показалось, что никто этим не занимался. Бросать тень на погибших не стали. Мы эти вопросы обсуждали в очень «узких» кругах, делая для себя выводы. Возможно так же, что «совпадение многих факторов в отдельности не опасных» и привело к трагедии. Все может быть, когда ничего другого быть не может. Еще одна деталь поражала. Чем меньше люди разбирались в аэродинамике, тем нелепей выдвигались версии. А один глупец из политотдела вообще высказался, что самолет возможно сбит лазером с корабля или противником в воздухе.