✨
*******************************************
🎆Назначенный чиновник обладает формальной властью, господствуя над человеком. Христианский смысл власти в служении. Этот смысл сохранился в именах: "министр" (служитель), "депутат" (посланный), "комиссар" (миссионер-проповедник), "посол" и т.д. Стремясь к господству, формальная власть искажает свою природу. Власть служения искажается во власть насилия.
Реальная власть возникает из стремления послужить, взять на себя заботу о других. Реальная власть всегда жертвенна. Такой бывает власть матери, когда она служит семье, принимая всякую инициативу, от которой другие члены семьи охотно отказались. Лишившись внезапно этой опоры, семья оказывается беспомощной. Все отношения, всё благополучие держались на её заботе. Совершенный образ жертвенной власти являет Бог.
С библейских времён отношения человека с Богом имеют личный и опосредованный характер. Бог обращается к человеку, и человек обращается к Богу словами молитвы, принесением жертвы. Бог организует социальное устройство иудеев, иерархию служения в скинии. Священники приносят жертвы, принимают покаяние, молятся, учат заповедям и закону Божию. Опосредование отношений с Богом рождает власть и подчинение.
Божественная власть не вызывает протеста. Не только потому, что она безусловна, но и потому, что всегда служит интересам человека. Когда между человеком и Богом становится другой человек, принявший властные полномочия, возникают сомнения в его искренности. Под сомнение ставится его верность и послушание Богу. Когда Христос обличает книжников и фарисеев, когда архиереи и священники предают Христа, мы убеждаемся, что сомнения были обоснованы.
Власть Христова основана не на подчинении, а на любви. В церковной общине, как в христианской семье, отношения строятся на любви. Любовь радостно принимает ответственность за другого и не нуждается в правовом регулировании. Любящие счастливы в жертвенном служении друг другу. Свободу каждому дарует не закон, а любовь. Право приходит, когда любовь оскудевает. По причине оскудения любви власть в церкви становится принудительной. Власть принуждения вытесняет из церкви власть любви, превращая церковь в социальный институт, теряющий характерные признаки церкви.
Епископу дана в церкви легитимная власть. Он призван послужить Богу, употребляя эту власть. Он может послужить, а может злоупотребить, как любой чиновник, и причинить много зла клирикам и приходским общинам. Кто контролирует его действия? В теории- патриарх и синод: устав позволяет жаловаться. В действительности никто не ответит на жалобы, разрушая все гарантии вселенских канонов. Власть легитимна, но епископ использует её не "как власть имеющий", но как злодей. И высшая власть оправдает его. Такое положение не нуждается в объяснении.
Протоиерей Павел Адельгейм.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев