Воспитанник Кузьмы Петрова-Водкина, автор полотен в стиле социалистического реализма сам стал его культовой фигурой. С живостью и напором он создавал своих «богов и богинь» труда и спорта, работал как иллюстратор и скульптор, театральный художник и педагог.
Культовой картиной мы называем «Девушку в футболке» – «советскую Джоконду», как её окрестила французская критика. Самохвалов написал учительницу-активистку Евгению Адамову в 1932 году, а в 1937
портрет «поехал» на Всемирную выставку в Париж и завоевал золотую медаль. Французов покорила простота композиции и грамотный подбор цветов. Автор был тоже доволен, однако его не радовало прозвище «Джоконда». Он считал, что Джоконда улыбается «иронически, со сложенными руками», а, улыбнись его девушка в футболке, выражение эмоции было бы совсем иным – «улыбкой готовности к действию».
В книге воспоминаний «Мой творческий путь» он изложил свою художественную идею:
«Девушка в футболке» — прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Эта одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придает девушке вид современный. Ее облик — простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека — участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал ее».
Образ представительницы новой жизни с её богатством мотивов, которая открылась для молодой советской страны,
непосредственный, полный энергии и целеустремлённости, актуален и для сегодняшнего времени. Смелость и открытость будущему в сочетании с простотой имиджа и ясностью помыслов мы находим во множестве молодых современниц. Они готовы не только мечтать, но и действовать.
#Русскиймузей_Кемерово #РусскоеНастоящее
Нет комментариев