Часто ли человек замечает невзрачную «траву-мураву» у себя под ногами? Если это не цветы, плоды или целебные травы, в которых ещё надо понимать, то, как правило, равнодушно проходит мимо.
В противоположность обычному прохожему, да и большинству коллег-пейзажистов Иван Иванович Шишкин знал и любил многих представителей «царства Флоры», различал их и подробно «описывал», за что подчас получал упрёки в излишней приверженности к ботаническим подробностям, которые он передавал виртуозно: с научной достоверностью и большим художественным мастерством.
Для Шишкина, к примеру, не составляло труда изобразить уникальный рисунок коры разных деревьев, особенности их ветвей и кроны. Маленькие «Травки» – этюд размером чуть больше стандартного листа бумаги художник написал в поздний период творчества, в 1892 году.
«Фонтан» растений с мельчайшими подробностями «орнамента и брызг» – любовно воспроизведёнными мастером растительными формами – завораживает зрителя изяществом и тонкостью. «Травки» демонстрировались на выставке 1893 года вместе с другими этюдами Шишкина, написанными недавним летом и осенью.
Эти этюды, по сути вспомогательные работы для создания картины, коллеги-передвижники нашли даже более свежими и интересными, чем оконченные произведения.
Живописец будто подтвердил высочайший уровень мастерства, который давно достиг, и продолжал интриговать публику его совершенствованием – изучением натуры, которое считал принципиально важной частью своей художественной деятельности. Контактируя с природой, он создавал шедевры в буквальном смысле до конца жизни:
Иван Иванович умер за мольбертом во время работы над новой картиной. К слову,
с конца XIX века этюды стали рассматриваться как самостоятельные произведения искусства. Возможно, «Травки» и другие работы Шишкина поспособствовали их признанию.
#Русскиймузей_Кемерово #РусскоеНастоящее
Нет комментариев