Бригада строителей за работой на последнем участке строительства Байкало-Амурской магистрали 📷 Игорь Михалев/Sputnik
О строительстве железной дороги по Восточной Сибири и Дальнему Востоку задумывались еще в XIX веке. Исследовав огромную территорию от города Усть-Кут до реки Муи, специалисты Генштаба пришли к выводу, что это совершенно невозможно ни технически, ни финансово.
Вновь к этому вопросу вернулись уже в 1920-е годы. А в 1938 началось строительство Байкало-Амурской магистрали или попросту БАМа.
Становой хребет. Здесь пройдет трасса Малого БАМа: из Тынды к угольным месторождениям Беркакит. 📷 Владимир Грановский/Sputnik
Подходы к трассе и ее первые участки строили заключенные. В общей сложности на строительстве БАМА работали больше 150 тысяч заключенных.
На строительстве Байкало-Амурской магистрали 📷 Маршани/Sputnik
В конце 1930-х территорию исследовали с помощью аэрофотосъемки – непроходимая тайга не позволяла вести разведку с земли.
Муякан, одна из многочисленных рек, через которую пройдет Байкало-Амурская магистраль. Вид из иллюминатора самолета 📷 А. Хрупов/Sputnik
Регулярное движение поездов на первом участке магистрали началось в 1958 году. А в 2003-м на БАМе открыли самый протяженный в России тоннель — Северомуйский, протяженность которого составляет 15,3 км.
Северомуйский тоннель на одном из участков Байкало-Амурской магистрали прорезает Северомуйский горный хребет Бурятской АССР. Протяженность тоннеля 15 343 метра 📷 Облезов/Sputnik
В 1974 году БАМ объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Молодежь со всей страны ехала работать над циклопическим советским проектом.
Ярославский вокзал. Отъезд молодежи на строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ) 📷 А. Зенян/Sputnik
БАМ считается одной из самых крупных трасс в мире. Ее протяженность — больше 4300 километров, причем значительная часть дороги проходит по зоне вечной мерзлоты.
На строительстве БАМа 📷 М. Начинкин/Sputnik
Это самый дорогой советский проект. Его стоимость еще в начале 1990-х составляла уже почти 18 млрд рублей.
Строительство участка Байкало-Амурской магистрали на территории Бурятской АССР 📷 И. Зотин/Sputnik
Трасса пересекает 11 рек, в том числе Ангару и Лену, а также семь горных хребтов.
Крупнейший мост БАМа 📷 Чейшвили/Sputnik
Магистраль проходит через шесть регионов России, на ее пути построены более четырех тысяч мостов и около трехсот станций.
В самой высокой своей точке БАМ поднимается на 1323 метра над уровнем моря, пролегая через Муруринский перевал.
Комментарии 2