Недавно наткнулся на статью четырехлетней давности «Боевые самолеты. Почти французский «Бофайтер»». Она вызвала довольно оживленную полемику, в которой я принял посильное участие. Разумеется, все участники остались при своем мнении — большинство из нас не в том возрасте, чтобы позволить аргументам повлиять на устоявшиеся убеждения. Сейчас я хочу несколько дополнить ту статью, т. е. расширить и углубить, чтобы было более понятно, как создавалась и воевала эта машина, и по возможности ответить на вопросы в стиле «Если Br. 693 был таким хорошим самолетом, то почему не англо-французская армия вошла в Берлин в 1941 году, а РККА в 1945?». Да и неизбежных сравнений с Ил-2 не избежать. Вопрос только — как и с чем сравнивать. Я уверен, что сравнивать с Ил-2 «вообще» просто некорректно, имеет смысл только с машиной, существовавшей к 22 июня 1941 года, и не только по массе бронирования или количеству лошадиных сил мощности моторов, но и по многим другим параметрам, определяющим боевую эффективность.
Как и написал Роман, история началась 31 октября 1934 года, когда французское министерство авиации выдало ведущим авиационным фирмам задание на многоцелевой «оборонительный» самолет. В принципе, концепция многоцелевой машины была принята практически во всех странах, где была хоть какая-то авиационная промышленность. Лучшие из самолетов, построенных согласно этой концепции, достойно прошли всю Вторую Мировую войну. Разумеется, быстро выяснилось, что в классическом воздушном бою «истребитель против истребителя» у более тяжелых и инертных двухмоторных машин шансов было немного, поэтому их применяли или там, где было трудно использовать одномоторные истребители, или для решения других задач. Если вспомнить тот же неказистый «Бофайтер», то его выпуск был начат в 1940 году, а закончен осенью 1945 (а в Австралии — вообще в 1946 году). Он воевал в качестве дальнего и ночного истребителя, ударного самолета, торпедоносца и, несмотря на все его недостатки, никто из историков авиации не считал его неудачной машиной.
Но французское министерство авиации, как молодой Ленин, решило пойти другим путем. При более чем умеренных требованиях к скорости и скороподъемности (максимальная скорость — 450 км/ч на высоте 4 км и время набора этой высоты аж 15 минут) техническое задание требовало трехместный экипаж (предполагалось, что один из летчиков будет работать этаким мини-аваксом — наблюдать за воздушной обстановкой и давать руководящие указания пилотам одномоторных истребителей), наличие двух пушек калибром 20 мм и пулемета стрелкового калибра для защиты задней полусферы. Также требовалась продолжительность полета не менее 4 часов при крейсерской скорости 320 км/ч.
Но самое главное — чтобы обеспечить горизонтальную маневренность на уровне одномоторных истребителей, максимальный взлетный вес был ограничен тремя тоннами, что было…
Подробнее https://7ooo.ru/group/2025/02/25/993-esche-raz-o-francuzskom-pochti-bofaytere-grss-384133275.html
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев