Добрый вечер, Империя.
Ситуация с американскими астронавтами Бутчем Уилмором и Суни Уильямс всё больше напоминает "трагикумедь", поскольку их пребывание на МКС внезапно стало диагнозом частной астронавтике США. Прилетев на недельку и застряв на три месяца (на данный момент), они смогут вернуться на землю примерно в феврале 2025 года. Примерно, если со SpaceX всё будет в порядке, уверенности в чем пока точно нет - в любом случае, детище Илона Маска оказалось слегка качественнее, нежели изделие "Боинга". [Ниже – цитата]:
«Мистер Уилмор и мисс Уильямс прибыли на МКС первым рейсом Starliner компании Boeing с экипажем. То, что должно было быть восьмидневным пребыванием, приближается к трёхмесячной отметке после того, как в их капсуле произошла утечка гелия и пять из 28 двигателей вышли из строя. Это задержало их возвращение, возможно, до февраля 2025 года. То, что именно произойдет сейчас, зависит от того, считает ли "НАСА", что спуск Starliner - безопасен (испытания продолжаются), или им лучше добраться домой автостопом рейсом, выполняемым конкурентом Boeing, SpaceX. Решение должно быть принято в ближайшее время.
Следующая капсула SpaceX Dragon должна пристыковаться к МКС в сентябре и вернуться на Землю в следующем году. Чтобы освободить место для мистера Уилмора и мисс Уильямс, он отправится в полёт с двумя членами экипажа вместо обычных четырех. Для этого Starliner пришлось бы спускаться к МКС без экипажа. Boeing заявляет, что в настоящее время это - невозможно из-за проблем с программным обеспечением, хотя капсула совершала подобные полёты и раньше». [конец цитаты].
Всё бы ничего, но NASA настаивает, что вовсе оно и не обделалось до ушей:
«Как настаивал один чиновник: "Я хочу предельно ясно заявить, что Бутч и Суни не застряли в космосе"».
Ну да, они там - в незапланированном отпуске на незапланированном пикнике. Или им автоматом прогулы ставят?
[Цитата:] «Как бы то ни было, техническая ошибка является унижением для Boeing, чьё подразделение коммерческих самолётов находится в собственном штопоре. Это - также финансовое препятствие. Контракты с коммерческими экипажами ознаменовали новый способ ведения дел в NASA, поскольку они заключались по "фиксированной цене", а не по принципу "затраты плюс", что означало, что фирмы не могут выставлять правительству счета больше согласованной суммы и, вместо этого, должны компенсировать перерасход средств. Starliner потерял для Boeing более 1,5 млрд долларов с 2016 года» [конец цитаты].
Полтора миллиарда - копейки с точки зрения объёмов производства. Однако это - те копейки, которые добивают репутацию "Боинг"; и хотя с некоторых пор репутация - это совсем не то, на что обращает внимание компания, последствия будут замечательными. Замечательными во всех смыслах и для всех компаний-конкурентов "Боинга" во всём мире. [Ниже – цитата]:
«Если полёты Starliner с экипажем окажутся неработоспособными, это поставит под угрозу стремление "НАСА" к сокращению штатов и конкуренции в задаче доставки астронавтов на космическую станцию и обратно на Землю. "НАСА" вышло из этого бизнеса много лет назад, отчасти для того, чтобы сосредоточиться на полётах на Луну и за её пределы. Теперь SpaceX выглядит как единственная американская компания…, способная добираться до МКС и обратно. С 2020 года компания совершила туда 12 полётов с экипажем и выиграла больше контрактов на фоне аварий и задержек Starliner. Она также доминирует в бизнесе запуска ракет и является гигантом отрасли стоимостью 210 миллиардов долларов» [конец цитаты].
А вот соглашусь - NASA так и шмыгает до Луны и дальше по Солнечной системе. Аж глаза намозолило, так часто летают туда-обратно. Или нет, никто никуда не летит?
Вот что интересно: в распоряжении NASA остались оборонные программы, все эти разведывательные и военные спутники - всё остальное отдано частному бизнесу, который и должен был совершить рывок во Вселенную. Он и совершил рывок, но немного не туда - хотя, если верить обещаниям, яблони на Марсе уже давно должны были бы колоситься и давать повышенный опорос.
По сути, NASA передало компетенции пилотируемых полётов частникам. То есть практически утратило, потому что не запускаешь людей в космос - теряешь все компетенции, опыт, навыки и знания, а для возобновления процесса полётов под контролем государства, понадобится куда больше денег и времени.
Денег нет, времени - тоже, китайцы наступают на пятки, русские готовятся отцепить свой сегмент МКС и создать станцию "РОСС" уже в следующем десятилетии - и все, строить свои орбитальные платформы NASA уже не умеет, а Илон Маск ещё не умеет. Хотя очень хочет. Но за деньги. За много-много денег.
Иными словами, продолжаем наблюдать и удивляться. Благо есть чему.
………
Государственник
24.08.2024
Комментарии 2