24, 13–28)
13. претерпевший же до конца спасется.
14. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, –
16. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17. и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18. и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21. ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте.
24. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25. Вот, Я наперед сказал вам.
26. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», – не верьте;
27. ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28. ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Рассказав ранее о бедствиях, угрожавших Иерусалиму, о многих и разнообразных испытаниях для апостолов, Спаситель возвещает: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24, 14).
Евфимий Зигабен пишет: «Этим показал, что никакие опасности не заглушат проповеди, и таким образом сообщил проповедникам великое утешение, укрепив их надеждой, что ничто им не может препятствовать, если только они будут терпеливы».
И поскольку Евангелие будет проповедано по всей вселенной, дабы никто не мог считать себя заслуживающим снисхождения по неведению, то именно эта проповедь и станет обличением против тех, которые, слышав ее, не уверовали. Для обозначения будущего состояния Иерусалима Господь употребляет слова из книги пророка Даниила мерзость запустения (Дан. 12, 11).
Александр Павлович Лопухин так рассуждает о словах Христа: «Спаситель берет хорошо известное библейское изречение только в общем смысле, как оно понималось иудеями, по которому языческая сила принесет опустошение – сделает город и храм пустыней».
Предупреждая о грядущих бедствиях, Господь научает тому, как спастись от них: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы (Мф. 24, 16), где было много пещер и убежищ, чтобы скрыться от римлян. Христос также замечает: и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего (Мф. 24, 17). Люди того времени обыкновенно ночевали или отдыхали на кровле по вечерам, и этими словами Господь предостерегает их от промедления. Точно так же и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои (Мф. 24, 18), ибо в поле работали обыкновенно без верхних одежд.
Архиепископ Аверкий (Ташев) указывает: «Историк Евсевий свидетельствует, что иерусалимские христиане, вспомнив это предречение Господа, при приближении римлян действительно бежали в Пеллу и другие заиорданские города, и благодаря этому спаслись от всех ужасов, постигших осажденный город».
И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни (Мф. 24, 22), – ободряет Господь, подразумевая под избранными верующих в Него людей. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Это сказал Он и для того, чтобы утешить верующих, находившихся среди иудеев, и успокоить их, чтоб они не боялись... Если же здесь столь велико промышление Божие о верующих, что… и остатки неверующих иудеев сохраняются ради христиан, то какая честь ожидает их (верующих) во время раздаяния венцов?»
И действительно, осаждавший Иерусалим Тит первоначально хотел принудить иудеев к сдаче города голодом, но решил взять его штурмом, вследствие чего и сократилось время бедствий для осажденных. Таким образом, ради тех, которые уже уверовали или должны были уверовать, Бог не допустил полного истребления всего народа, сократил войну и смягчил скорби.
Так, дорогие братья и сестры, Господь призывает и каждого из нас войти в число избранных, потому что именно доверие Богу является самым надежным средством победить страх. Доверять Богу означает жить в соединении с Ним, ведя добродетельную жизнь ради достойной встречи Христа в час Второго Его Пришествия. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев