а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего(Лк.6:41–42).
Наша природа общая – мы все произошли от Адама и Евы. Это значит, что все мы заражены грехом. Священное Писание категорично утверждает: нет праведного ни одного(Рим.3:10). И можем ли мы обманывать самих себя? Да, ты не убивал – но ты прелюбодействовал! Да, ты не прелюбодействовал, ты был верен жене – но ты украл! Да, ты не воровал – но ты завидовал! Ты не завидовал – но ты сплетничал! Ты нарушал праздничные дни, ты не почитал родителей!..
А мы прочитали только что: если виновен в одном – виновен и во всем. Одну заповедь нарушил – уже согрешил против всего закона! Вот почему христиане не имеют права осуждать друг друга: мы все виновны перед Господом.
Вы скажете, что святые были особыми людьми, которые не грешили? Но это не так! Ефрем Сирин, величайший святой нашей Церкви, писал о себе: Я утопаю в грехах, как в болоте . И продолжал: В чем же смысл моего служения? … Я нашел смысл своего служения перед Богом в том, что, утопая в болоте (в грехах), я кричу другим людям: «Не подходите сюда близко, будете тоже утопать! » 37
Если вы будете читать творения кого бы то ни было из святых отцов, доставшиеся нам как наследие, то обязательно отметите именно этот дух самоуничижения, когда святые называют вещи своими именами. Преподобный Макарий Египетский почитал себя величайшим грешником, эти же мысли и настроения мы можем встретить и у святителя Иоанна Златоуста, и у многих других отцов. Например, святой первоверховный апостол Павел в своих Посланиях открыто говорит об этом же…
Для чего мы это говорим? Зачем мы это обсуждаем? Только для того, чтобы, познав свою греховную природу, мы раз и навсегда перестали превозноситься один над другим. Превозношение одного человека над другим бессмысленно! Да, ты в этом праведен, но в том ты согрешил – чем же ты превозносишься? Ты говоришь: «Этот человек нарушил закон Божий», – а чей закон нарушаешь ты, когда грешишь сам?
Итак, мы все виновны перед Богом. Может быть, это имел в виду Господь, когда говорил, что горы опустятся, а долины наполнятся 38 ?
Господь Иисус Христос открыл нам действительное состояние каждого из нас. Когда мы читаем Священное Писание, то видим, что даже святые, даже праведники совершали подчас в своей жизни очень тяжелые грехи… Когда мы читаем жития святых, то тоже убеждаемся в этом. У нас всех одна природа – падшая природа. Но для чего пришел в этот мир Господь Иисус Христос? Именно для того, чтобы эту природу изменить! Как в Адаме мы все с вами умерли, братия и сестры, впадая в разные грехи, – так во Христе мы снова оживаем.
протоиерей Олег Стеняев
Беседы на Соборное послание святого апостола Иакова
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3