К нему, как известно, обращались за советом не только монахи, но и многие мирские особы. Всех их без исключения отец Харалампий обучал практике Иисусовой молитвы.
Нужно сразу отметить то, что душа старца каким-то невыразимым образом воздействовала на тех, кто хотя бы раз в жизни общался с этим великим подвижником. После беседы с этим удивительным человеком боголюбцы уносили в своем сердце частичку молитвенного дара старца. Душа отца Харалампия была подобна свече, которая зажигала своей святостью тех, кто к нему приходил за советом и вразумлением. Молитвенные наставления старца были напрямую связаны с его личным опытом, поэтому они несколько отличаются от традиционных взглядов на Иисусову молитву. Духовная школа отца Харалампия своеобразна, и это нужно понимать, читая его наставления.
Людей, которые рождались бы с такой силой духа, как у отца Харалампия, всегда было очень мало. То, что было под силу этому старцу, многим окажется не по плечу. С самого начала своего молитвенного подвига он проводил многочасовые ночные бдения с Иисусовой молитвой, стоя неподвижно на ногах, не позволяя себе ни на минуту передохнуть. Но самый главный его труд был внутренний. Старец не позволял своему помыслу даже на волосок отклониться от односложной Иисусовой молитвы. Такая практика привела его опытно к тому, что молитву нужно читать очень - очень быстро, так, чтобы даже тень какой-нибудь мысли не смогла просочиться между ее словами.
С какими чувствами человек должен молиться, подвижник объяснял очень просто и доходчиво: «Когда у вас горит дом, или вас окружили разбойники, которые хотят вас убить, вы будете кричать, что есть мочи: «Помогите». Так и в молитвенной брани нужно взывать о помощи: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя! Пресвятая Богородице, спаси мя!» Враг окружает нас суетностью мыслей, греховными атаками, и этим вынуждает молиться к Богу изо всех сил. Так человек и проходит школу молитвы».
Нужно сказать, что эти поэтические образы в жизненном опыте отца Харалампия были реалистическими. Он видел наяву дышащего яростью сатану, который, казалось, был готов поглотить старца заживо. Вид его был ужасен. Он хватал старца за горло, чтобы тот прекратил молиться. Однажды во время молитвы подвижник почувствовал, как сатана с силой сдавил ему сердце, как будто скала навалилась на грудь. Ни устами, ни даже умом он не мог произнести ни одного слова. Когда отец Харалампий попытался перекреститься, он тоже сделать этого не мог, потому что враг сковал ему руки. Тогда старец головой начертал в воздухе крест. Этого было достаточно для того, чтобы дьявол отпустил его. Таким образом он приобретал навык чистой молитвы.
Когда человек приобретает навык чистой молитвы то, как учил старец, рядом могут рваться бомбы, лететь снаряды, гореть дом, но подвижник будет стоять спокойно на месте, сосредоточенно молясь, даже если ему будет грозить опасность сгореть заживо. Церковное предание свидетельствует нам, что опыт, о котором рассказывал отец Харалампий, не был чем-то новым и неведомым доселе. В житии преподобной Ирины Хрисоволантской, жившей в девятом веке, рассказывается о том, как сатана запалил ее одежды, горело все тело подвижницы, но она продолжала стоять неподвижно на молитве, подобно свече. Путь к такой молитве труден и долог. Он требует от человека максимального напряжения всех сил. Но в конце этого пути – обретение Царства Божьего уже здесь, на земле. /Прод, след/
протоиерей Игорь Рябко
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1