В былые времена к хлебу было особое отношение - как к святыне. Это нашло отражение в правилах, запретах и поверьях, связанных с выпечкой хлеба и его употреблением.
Сегодня поговорим об интересных «хлебных» традициях, бытовавших на территории Верхокамья (Пермская губерния).
Как и во многих других регионах здесь с особым почтением относились к первому караваю, испеченному из муки нового урожая. Одна крестьянка вспоминала: «Все садились за стол, каждый на свое место. Каравай разрезала бабушка, прислонив его ребром к груди. Начинала резать с нижней корки. Горбушки ели взрослые и парни, девушки их не брали: муж будет с горбом. Все дети дожидались, когда бабушка отрежет второй ломоть. Он назывался «растительный». Его ели, чтобы быстрей расти. Третий ломоть - «потягунчик», четвертый - «ленивый». Не разрешалось оставлять и ронять крошки. Стол находился под божничкой и бабушка говорила: «Боженька все видит!»
«…В деревнях Верхокамья ели много мушников (мучников), которые пекли из пресного и квашеного теста: на ржаной пресный сочень клали ячменное квашеное тесто и края сочня защипывали. Жители утверждали, что это был очень вкусный хлеб…
Из сдобного теста пекли шаньги с картофельной, творожной, ягодной, ячменной, пшенной начинкой, смазанные сверху сметаной и посыпанные толченым конопляным семенем или маком.
В постные дни из кислого теста пекли соковые шаньги, которые сверху смазывали конопляным соком. Сок готовили так: толкли конопляное семя, разводили водой и процеживали, отделяя шелуху. Этот сок использовали как начинку для пирогов. Пироги получались намного вкуснее шанег.
Оладьи и пироги ели с маслом, сметаной, медом. По традиции самые вкусные пироги пекли на Масленицу. На другие праздники пекли разнообразные пряники и печенье, которые издавна считались праздничным угощением…»
Хлеб и мучные изделия всегда использовали в самых разных обрядах: в свадебном - всеми известный свадебный каравай; в поминальном - блины; в обрядах, связанных с возведением и обустройством нового дома. Например, место для дома выбирали таким образом, чтобы окна были ориентированы на восток- к восходящему солнцу. Не обходились и без гадания. Например, место для самого почетного угла жилища определялось таким образом: «Хозяин будущего дома вставал с караваем и три раза бросал его через голову. Куда падал каравай, там и был передний угол».
«… Когда поднимали матицу (потолочную балку), все помочане (строители, помощники) клали на нее хлеб, принесенный из своих домов. Хозяин поднимал рыбные пироги, вино и пиво. На матице была общая трапеза».
«В новый дом несли квашенку, замешанную в старой избе, а пекли хлеб и стряпню в новой».
Особая роль хлебу отводилась в похоронно-поминальной обрядности. Как только человек умирал, на стол в красный угол избы клали хлеб. Через день, в течение шести недель его заменяли свежим. Старый хлеб скармливали домашним животным. Верили, что душа покойного на протяжении сорока дней посещает родной дом и ест этот хлеб.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев