СОВЕТСКИЙ АС АХМЕТ-ХАН КАНКОШЕВ
Канкошев Ахмет - Хан Талович - родился 28 августа 1914 года в селе Дейское, ныне Терского района Республики Кабардино - Балкария, в семье крестьянина. Окончил 2 курса железнодорожного техникума в городе Орджоникидзе в 1933 году, 1-ю Батайскую школу ГВФ в 1937 году, школу усовершенствования лётного состава Осоавиахима при Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова в Москве в 1938 году. Был начальником лётной части и начальником аэроклуба в городе Йошкар - Ола Mapийской АССР в 1938 - 1942 годах.
С 1942 года в рядах Красной Армии. Окончил курсы командиров звеньев. С декабря 1942 года лейтенант А. Т. Канкошев на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 8-го истребительного авиационного полка ( 8 февраля 1943 года преобразован в 42-й Гвардейский ИАП ).
К июня 1943 года командир звена 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Гвардии лейтенант А. Т. Канкошев совершил 108 боевых вылетов, в 45 воздушных боях сбил лично 8 самолётов противника и 3 в группе.
2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
28 декабря 1943 года пропал без вести в бою в районе Керчи. К тому времени сбил 14 самолётов противника лично и 3 - в составе группы. Ещё 1 самолёт сжёг на земле при штурмовке вражеcкого аэродрома и 13 повредил.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ). В Нальчике на улице имени Героя, в городах Терек и Йошкар - Ола установлены мемориальные доски. Имя Героя носят улица и средняя школа в селе Дейское, улицы в городах Терек, Баксан, Нарткала, посёлках Кенже, школа № 17 в Нальчике, комбинат бытового обслуживания в Баксане, детская библиотека в Тереке.
===========================================
Частое появление самолётов над Йошкар - Олой перед началом войны не вызывало удивления у жителей: недалеко от города находился аэроклуб имени Наты Бабушкиной. С угра до позднего вечера в синем небе слышался ровный рокот моторов. Налетавшись, двукрылые У-2 плавно приземлялись за городской чертой. Однажды жители увидели над городом необычную картину. Двукрылый самолёт штопором ввинчивался ввысь и вдруг по вертикальной прямой стал падать. "Конец", - подумали многие. Но самолёт, казалось, чудом не коснулся земли, выровнял свой полёт и вновь стремительно стал набирать высот
Только что приземлился самолёт. Из кабины вышел стройный в синем комбинезоне человек. Весело улыбается. По внешнему виду он мало чем отличался от курсантов, но ребятишки полюбили его. А курсанты уважали своего инструктора, старались подражать ему во всём.
- Летать на самолёте, прыгать с парашютом - дело нелёгкое, - наставлял он своих питомцев. - Это не только спорт, это важное оборонное дело. Если враг нападёт на нас, мы все как один должны встать на защиту Родины. Именно тогда необходимы будут лётчики и парашютисты. А хороший лётчик должен знать в совершенстве и конструкцию самолёта, и лётную теорию, и аэродинамику.
Так всегда говорил инструктор, возвращаясь из очередного полёта. Все уже знали, что он - не из местных. Окончив авиационную школу, лётчик по направлению прибыл в Йошкар - Олу и начал работать инструктором в аэроклубе. Ахмет - Хан Таллович Канкошев, как и окружавшие его ребята, мечтал о полётах с детства. В осуществлении мечты ему помог комсомол: молодого кабардинца направили в военно - воздушную школу.
...Нежданная весть: началась война. Немецкие самолёты с первых же дней начали бомбить наши мирные города и сёла, заводы и колхозы. Мог ли спокойным оставаться молодой лётчик, когда враги захватывали родную территорию, убивали невиновных советских людей, грабили народное добро, уничтожали культурные ценности ? Ахмет - Хан пишет рапорт за рапортом, просится на фронт. Но его не отпускают. Подготовку молодых лётчиков считали важнейшим делом.
Шли ожесточённые бои под Сталинградом, в степях Кубани, под Москвой и Воронежом. Немцы дошли до Кавказа, уже бесчинствовали в родной деревне Ахмет - Хана.
Ахмет - Хан Таллович из письма земляков узнал: фашисты расстреляли его соседей, многих угнали в Германию на каторжные работы. Не пощадили и его семью: зверски убили родного брата и двух сестер.
Сердце Канкошева не могло простить врагу. Оно призывало к мести. И вот в новом рапорте пишет:
"...Терпеть больше не могу. Ночами не сплю, у меня в голове одна мысль: отомстить врагу. Гитлеровцы зверски убили моего родного брата - Шамсума, оставив сиротами его жену и двоих детей. Они сожгли мой дом, убили моих сестер - Авчару и Фатиму. Фашизм. - это кровный враг. Он виновен перед всем советским народом. Фашистские солдаты живыми не уйдут с нашей земли. Я отомщу им за весь наш народ, за родного брата и сестёр. Прошу немедленно направить меня на фронт..."
Просьба Ахмет - Хана Талловича на зтот раз была удовлетворена. Он сразу попадает в действующую армию и, после нескольких тренировочных полётов, с другими лётчиками на истребителе вступает в воздушный бой.
Шёл 1943 год самый трудный и напряжённый. Наши войска, разгромив немцев под^ Москвой и Сталинградом, освобождали город за городом. Но немецкое командование на летний период готовило большое наступление. На фронтах Украины и Белоруссии враг сосредоточил много военной техники. Тяжёлые танки, артиллерия и самолёты были готовы к боям. Армия пополнилась свежими частями. Противник готовился к решающему наступлению на направлении Орёл - Курск - Белгород. Но планы не осуществились. Наши войска не дремали - они перешли в контрнаступление. Началась историческая Орловско - Курская битва.
Ахмет - Хан Канкошев с начала года всё время находился в тяжёлых боях. Его храбрость и лётное мастерство сразу же заметили в 8-м ( с февраля 1943 года - 42-м Гвардейском ) истребительном авиационном полку. Самые трудные задания доверяли молодому истребителю Канкошеву. Совершать разведку в тылу противника, сопровождать бомбардировщик на боевое задание, прикрывать аэродром от бомбёжки или поддерживать с воздуха наступление наших танковых и пехотных частей - вот те почётные задания, которые получал от командования лейтенант А. Т. Канкошев. Он быстра поднимался в воздух, острыми глазами отыскивал врага и, заметив его, вступал в поединок. Он, в силу своего южного темпераментного характера никогда не успокаивался, пока не сбивал стервятника.
...3 июня 1943 года. Даже с высоты полёта отчетливо заметен мрачный вид опалённой войной, застланный пороховым дымом украинской земли. Как и каждый солдат, земля испытала горе, видела слезы, впитывала в себя людскую кровь. И на фронте, и в глубоком тылу не оставалось клочка земли, не тронутого пламенем войны. Сожжённые деревни и села, превращённые в руины города, убитые врагом мирные граждане вызывали у каждого солдата чувство мести и гнева, придавали невиданную силу в суровых испытаниях. Такое же чувство гнева испытывал Ахмет - Хан.
Был солнечный день. Авиационный полк поднялся по боевой тревоге. Наши войска на киевском направлении перешли в наступление. Вражеская авиация бомбовыми ударами хотела приостановить наступление и дезорганизовать боевые порядки советских войск.
- Вам ясна задача ? - коротко спросил командир полка Подполковник Гарбарец. - Мы не должны дать возможности фашистской авиации бомбить наши наступающие наземные войска. Как можно больше надо сбить вражеских самолётов.
- Задание поняли, товарищ Подполковник ! - ответили лётчики.
Подполковник ещё раз обратился к командиру группы истребителей:
- Товарищ Горбунов, всё готово к полёту ?
- Так точно ! - отчеканил Горбунов.
- Тогда, быстро к самолётам !
Через несколько минут 8 самолётов Як-1 поднялись в воздух, выравнялись и ровным строем взяли курс в сторону Киева. Лётчики летели плотно, изредка поглядывали из кабины, улыбались, как бы воодушевляя друг друга. Рядом с Горбуновым летит Ахмет - Хан. Он внимательно следит за небом, знает: надо быть бдительным, враг тоже хитрый - может появиться неожиданно и открыть внезапный огонь.
- Приближаемся к цели, будьте осторожны ! - в наушниках прозвучал голос командира.
Проходят минуты. Вот они ! Чёрные точки растут, приближаются. Большая группа Ме-109 сопровождала около сотни бомбардировщиков. Какие неравные силы. Всего 8 наших истребителей должны вступить в бой с ними.
Наши истребители продолжают лететь строем. Самое главное для них - разрушить строй бомбардировщиков. Приближаясь к самолётам Ju-87 и He-111 советские "Яки" открыли огонь. Тут же 2 бомбардировщика загорелись, стали падать. Несколько других самолётов, получив повреждения, не долетели до цели и повернули обратно. Строй разрушен. Но немецкие истребители ждали момента взять на прицел наших пилотов. А бомбардировщики, сбросив бомбы на свои же войска, разворачивались на свои аэродромы. Только истребители, уверенные в, своих силах, вступили в бой с советскими самолётами.
- Командир, я - "Третий", вступаю в бой с "Мессерами". А вы возьмите под прицел "Юнкерсов". Не давайте им уйти.
- Действуй, "Третий", - ответил командир Горбунов.
9 Ме-109 хотели взять в клещи оторвавшийся от группы самолёт Канкошева: 2 истребителя атакуют его, а 3-й заходит со стороны солнца. Управляемый Ахмет - Ханом Як-1 ловко маневрирует и ускользает от атаки противника, летит прямо в лоб вражескому истребителю. Немецкий летчик, испугавшись тарана, взмыл вверх. Этого и ждал Канкошев. Он взял в прицел открывшийся "живот" противника, нажал на гашетку. Снаряды попали точно в цель. Оставляя за собой хвост густого дыма, "Мессер" упал.
Трудно было одному вести бой с превосходящими по силе противником. Ведя огонь по немецким самолётам, Ахмет - Хан думал и о себе. Но несколько вражеских снарядов попали в самолёт.
Советский ас, хотя и был осторожен, подвергся атаке с тыла. Его атаковал немецкий истребитель, выпустив в Як-1 очередь трассирующих снарядов. Лётчик почувствовал, что снаряды попали в крыло. Под элеронами показался дымок. Чтобы освободиться от пламени, Канкошев увеличил скорость. Он перевёл самолёт в пике и сумел сбить пламя, противник успокоился. Видимо, немецкие лётчики решили, что задымившийся советский самолёт, если даже не сбит окончательно, то уже не сможет вести бой. И они беспорядочной группой полетели в свою сторону.
Канкошев повёл самолёт на свой аэродром. Мотор работал нормально, но лётчик чувствовал, что в управлении есть неполадки. К счастью, он приземлился удачно. Лётчики и технический состав с удивлением смотрели на машину Ахмет - Хана.
- Какой бог спас тебя ? - спросили они. - Твой самолёт похож на решето !
Техсостав принялся за ремонт.
- Да, жалко самолёт, - глубоко вздохнул Ахмет - Хан. - Если бы не ремонт, я бы сегодня же поднялся в воздух.
В воздух поднимался Ахмет - Хан Таллович в Июне, Июле и Августе. Поднимался в любое время: рано утром, когда просыпалось солнце, и поздно вечером, когда оно уплывало, за горизонт. Он оставался верен своей клятве: сражаться до последней капли крови. Когда освободили нашу страну и враг был отброшен на территорию Польши, Ахмет - Хан и тогда беспощадно мстил захватчикам.
С фронта Ахмет - Хан часто писал друзьям в Йошкар - Олу. Крепко любящий жизнь, сражающийся за счастье народа, он и в письмах оставался горячим, беспокойным. Вот одно из его писем:
"...Вы просите меня рассказать, как я бью врага. Ну, что сказать ? Хвалиться нр умею. Сбил только 7 немецких самолётов. Это мало. Знаете, как их ещё много ? В последнем бою сбил ещё одного "Мессершмитта". Нелегко: каждый раз враг посылает в бой много самолётов. Бои неравные. Но мы не вешаем голову. Всегда готовы помочь друг другу.
Вот последний раз случилось такое. Один наш "Як" уходил от преследования немецких самолётов, летел на свой аэродром. За ним гнались 4 самолёта Ме-109. Я, не теряя ни минуты, бросился на помощь нашему лётчику. Немцы этого не ожидали. Я пристроился в "хвост" немецкому самолёту и сбил его. А остальные не решились вступить в бой, улетели на свою территорию.
Мы с этим лётчиком познакомились на аэродроме. Он был из соседнего подразделения - Кулагин. В бою всегда нужна взаимная помощь: на земле и в воздухе. Как и всегда, и на этот раз командир эскадрильи всем лётчикам, в том числе и мне, объявил благодарность..."
Такие письма лётчика всегда воодушевляли его марийских друзей.
На войне трудно предугадать, будешь ты победителем или побеждённым. Так случилось и с Канкошевым. В одном тяжёлом бою он не заметил, как его атаковал противник. В кабину попал снаряд. Самолёт не слушался раненого лётчика. Как будто острыми, огненными ножницами подрезали крылья кавказскому орлу. Самолёт с окровавленным телом лётчика стал терять высоту. Герой погиб. Бесстрашный, советский лётчик недешево отдал свою жизнь. Он успел отомстить врагу за погибших брата и сестер, за весь многомиллионный советский народ.
Вот что написано в наградном листе 21 июня 1943 года:
"...В борьбе с германским, фашизмом товарищ Канкошев показал свою преданность партии Ленина и социалистической Родине. Волевой командир, храбрый лётчик - истребитель, отлично владеет техникой пилотирования и умело использует её в борьбе с фашистскими стервятниками. В воздушных боях проявляет отвагу, бесстрашие и тактическое умение.
За период боевых действий на фронтах провёл 5 штурмовок по аэродромам и скоплению войск и техники противника. Штурмовыми действиями уничтожил 5 автомашин с грузами, истребил 25 гитлеровцев, сжёг на аэродроме 1 ФВ-109 и повредил 4 самолёта противника.
14 марта 1943 года товарищ Канкошев вылетел в составе группы на перехват транспортных самолётов противника в район Темрюк - Коса Чушка и с бреющего полёта поджёг 1 ФВ-109, повредил 4 самолёта.
21 марта 1943 года, прикрывая наступление наших войск в районе Черноярковская, группа в составе 5 Як-1 под командованием товарища Канкошева умелыми атаками зажгла 2 вражеских самолёта.
14 мая 1943 года товарищ Канкошев в паре с Горбуновым стремительными атаками разогнал вражеские самолёты, пытавшихся бомбить передний край нашей обороны, при этом Канкошев сбил в районе Амакат один Ме-109Ф.
16 мая 1943 года товарищ Канкошев в составе 9 Як-1 по тревоге вылетел на отражение налёта вражеских бомбардировшиков на аэродром Красноармейская. При подходе к аэродрому заметил 8 "Мессершмиттов" и 2 "Фокке - Вульфа", завязался воздушный бой, в результате которого на виду у личного состава, находящегося на аэродроме, товарищ Канкошев сбил 1 Ме-109, немецкий лётчик выбросился на парашюте и взят в плен..."
Отважный лётчик Канкошев Ахмет - Хан Таллович за короткую фронтовую жизнь совершил около 200 боевых вылетов. Им сбито в воздушных боях и уничтожено на земле около 20 самолётов. Советское правительство высоко оценило его героические подвиги, присвоив ему Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года звание Героя Советского Союза.
Вечно будет помнить А. Канкошева кабардинский народ. Отважного лётчика считают своим земляком и марийцы. Ведь он уезжал в Красную Армию из Марийской республики, он жил в Йошкар - Оле на улице Комсомольской, в доме № 80
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9