📣 Ровно 90 лет назад в Советской России была создана первая путевая машинная станция.
Хронология становления ПМС — важнейшая страница истории наших железных дорог в области их развития и эволюции. К началу третьей пятилетки в 1933 году нагрузка на сеть железных дорог СССР выросла в несколько раз. Железнодорожная инфраструктура едва справлялась: тысячи километров пути нуждались в капитальном ремонте. Вся история локомотивов в дореволюционной, да и советской России показывает, что главным тормозом в увеличении силы тяги локомотива было ограничение по нагрузке от оси на рельс из-за плохого состояния пути на большинстве дорог.
Правительство потребовало от железнодорожников в кратчайшие сроки привести в порядок путевое хозяйство: укрепить насыпи, заменить гнилые шпалы и непрочные легкие рельсы. В 1937 году была закончена реконструкция магистрали Москва — Донбасс — эта линия была выстроена фактически заново. Но выполнение таких работ велось преимущественно привычным со старины ручным трудом с лишь эпизодическим применением техники.
Очень скоро стало понятно, что таким способом невозможно обеспечить крупномасштабную реконструкцию путей. Требовались стандартизация и механизация путевых работ большого масштаба. Прежняя артельная система исчерпала себя. Кроме того, подобные соединения должны были быть не просто механизированными, но и мобильными, способными работать на больших полигонах с перемещением на десятки, а то и сотни километров. В этой связи на Московско-Курской железной дороге в 1934 году была впервые создана первая опытная база механизации путевых работ на железных дорогах.
Однако массовое внедрение ПМС началось с выходом приказа Народного комиссара путей сообщения СССР № 35 от 1 апреля 1936 года «Об организации машинно-путевых станций». Создание ПМС явилось началом глобальной эволюции всего путевого хозяйства. Их оборудовали моторными путеподъемниками, винтовыми домкратами, пневматическими шпалоподбойками. Благодаря путевым машинным станциям удалось механизировать основные виды путевых работ.
Силами пятидесяти таких станций за два года было капитально отремонтировано 4,5 тыс. км пути. Работа ПМС была столь ответственна и при этом специфична, что в 1937 году 20 наиболее мощных станций вошли в состав специально организованного треста «Желдорпуть-реконструкция». В 1939 году все остальные МПС были выведены из структуры железных дорог и вошли в состав треста машинно-путевых станций (трест МПС).
Оснащенные техникой механизированные МПС благодаря своей мобильности оказались незаменимыми во время Великой Отечественной войны при строительстве новых линий и ремонте прифронтовых железных дорог.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев