М.И. Угрин: Вы говорили, что у Вас в Бангалоре большим успехом пользуется школа, где детей с четырех лет учат по новым методам. Что бы Вы могли сказать о новых формах воспитания?
С.Н. Рерих: Прежде всего, любые новые формы и методы должны расти органично изнутри, как цветок из семени, и начинаться с небольшого. В нашей школе было сначала совсем немного [детей], и за короткое время (3-4 года) она разрослась; сейчас там насчитывается 1500 человек и, что самое главное, организаторы её держат всё в своих руках, то есть процесс роста школы не стихийный, а закономерный.
В школе используются методы Шри Ауробиндо, а также учение Н.К. и Е.И. Рерихов. Во главе всего этого процесса стоит замечательная женщина, Адити – ученица Шри Ауробиндо, она там днюет и ночует, и конечно, многое держится её самоотверженностью.
Проблемы, конечно, тоже есть. Видите ли, мы можем вырастить оранжерейный цветок, он будет тонким, изящным и в определённых условиях, возможно, прекрасным. Но это не есть условия нашей жизни. Если наши дети будут расти вне трудностей, значит, мы создадим им нереальную обстановку и повредим им. Поэтому воспитание детей должно предусмотреть чувство силы, чувство ответственности, героизм. Всё это должно быть заложено в раннем детстве.
Те, которые хотят воспитать это новое поколение, должны себе ясно представлять, каким должен быть совершенный человек, то есть выявить этот образ. В то же время он не должен быть каким-то идеальным, сама жизнь поможет нам понять этот образ – жизнь, которая всегда стремится себя усовершенствовать.
Этому мы можем учиться у природы.
Главное – это устремление к лучшему. Ничего нельзя достичь сразу, на жизнь нужно смотреть, как на урок, и если каждый человек что-то делает лучше, то постепенно это накапливается и происходит изменение.
В нашей школе, в Бангалоре, есть такая особая доска, на которую каждую неделю вывешивается новый девиз (из учения Н[иколая] Константиновича] и Е[лены] И[вановны]), и все стараются усвоить и применить в жизни то новое, что они узнали.
Но девизы, конечно, нужно постоянно менять, потому что жизнь – это движение. Постоянно только устремление к лучшему, высшему. Хотя, знаете, человека очень трудно разбудить. Есть моменты в жизни, когда сам человек должен созреть, и вы тогда сможете его пробудить, вы сможете направить его каким-то новым путём. В нашей школе получается так, что именно дети часто влияют на своих родителей, пробуждают в них желание приобщиться к чему-то более совершенному.
В конце концов, к чему идёт эволюция? К более совершенному проявлению жизни, не правда ли? Что меняет внешние облики животных, людей? Необходимость. Но одна необходимость ничего не сделает. Значит, есть какое-то внутреннее устремление, энергия, которая может действительно изменить внешние обстоятельства.
Это внутренняя энергия, которая заложена в каждом человеке и в живом существе. Эта энергия будет творить вас, по-санскритски она называется «крийя-шакти», то есть творящая энергия. Это та энергия, которая может изменить человека и внутренне и внешне, та энергия, которая разлита во всём живом мире. Знаете, нет такого мёртвого мира, весь мир живой, только имеются различные стадии.
И вот эта-то энергия – это именно наше великое оружие, которое [есть у] каждого, только нужно её как-то пробудить и заставить преображать нас. Для этого нам нужно устремление, внутреннее чувство и знание того, что это так и есть. Это – основа веры, такое чувство, то есть внутреннее знание, что так может быть.
Сколько бывает чудес, которые абсолютно невозможно объяснить и которые как будто бы вне наших обыкновенных законов. Но они случаются. Факт, не правда ли? Значит, наша задача – приобщаться к этим энергиям. Я бы сказал, к инфраэнергиям, потому что они лежат в глубине всего. Это не только волевой приказ, это больше, это глубже. И в то же время – это наше внутреннее устремление.
Рерих С.Н. Беседа с М.И. Угриным. 1982 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: Сб. В 2 т. М., 2016. Т. 2. С. 82–84.