Юбилейная выставка Н.К Рериха в Республике Алтай «Центр искусств. Москва» и Сибирское Рериховское Общество открывают выставку картин Николая Рериха «АЛТАЙ — ГИМАЛАИ», посвящённую 150-летию со дня рождения великого русского художника и мыслителя (9.10.1874 – 13.12.1947). Открытие состоится 7 июля 2024 года в одном из самых популярных и знаковых туристических и культурных мест Республики Алтай — на территории Мемориального дома-музея Н.К. Рериха в селе Верх-Уймон (Усть-Коксинский район Республики Алтай). Выставка «АЛТАЙ — ГИМАЛАИ» включает в себя около семидесяти живописных и графических работ Н.К. Рериха из частных коллекций, а также принадлежавшие художнику предметы и архивные материалы. Выставка станет одним из наиболее ярких и значимых проектов в ряду мероприятий юбилейного года Николая Рериха. Её уникальность состоит в том, что она содержит ряд малоизвестных ранних работ мастера. Некоторые из них, такие как «Воин» (1894), «Небесный Бой» (неизвестный вариант картины, 1915 – 1916 гг.), «Неведомый певец» (1920) и другие, впервые будут представлены современному зрителю. Название «Алтай — Гималаи» отсылает, с одной стороны, к богатому наследию Николая Рериха, первого русского художника, в творчестве которого горный пейзаж занял ведущее место. Рерих всегда возводил понимание горного пейзажа на более высокий уровень постижения действительности, видел в нём объект духовного порядка. С другой стороны, название выставки отсылает к знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции мастера и его семьи (1923 – 1928). По материалам экспедиции была написана книга «Алтай — Гималаи», рукописные и машинописные оригиналы которой также будут представлены на выставке. В своей живописи и литературном наследии Николай Рерих отразил величие и культурное многообразие Азии — от Алтая до Гималаев, посвятив этому вторую половину своей жизни и заняв исключительное место в мировом искусстве как мастер горного пейзажа. Кроме того, посещая Алтай с этнографической и научной миссией, Рерих строил планы развития региона и изучал возможность организации в районе Белухи «культурно-промышленного центра». Особенностью выставки является то, что она проводится в уникальном, исторически значимом месте — на территории бывшей усадьбы В.С. Атаманова в горном селе Верх-Уймон, где в 1926 году останавливался Н.К. Рерих во время знаменитой экспедиции по Центральной Азии. В настоящее время здесь располагается Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха. Старообрядческое село Верх-Уймон расположено на высокогорном плато в 70 км от высочайшей горы Сибири — Белухи. Адрес проведения выставки: Республика Алтай, Усть-Коксинский р-н, с. Верх-Уймон, ул. Набережная, 20а, Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха. Работа: ежедневно с 9:00 до 19:00. Предварительный заказ экскурсий: 📞 8 388 48 24 336; 📞 8 913 920 92 92.
    0 комментариев
    1 класс
    Особое место среди театральных работ Рериха занимают эскизы для древнеславянского балета «Весна Священная» на музыку Стравинского. Рерих создал не только эскизы декораций, но и был одним из авторов либретто балета. (…) Художник и композитор ставили перед собой задачу — воплотить в цвете и музыке полную сказочного волшебства жизнь славян. В декорациях к «Весне Священной» Рерих выявлял изначальную близость древнего человека к природе, его пантеистическое восприятие её, как живой соучастницы его бытия. Основную идею балета Рерих видел в величии жертвенного подвига, о чём говорит и первоначальное название — «Великая жертва» (избранная девушка должна быть принесена в жертву Земле). Н.К. Рерих пишет о «Весне Священной»: «Созидательное устремление духа, радость прекрасным законам природы и героическое самопожертвование, конечно, являются основными чувствованиями "Весны"». «Это вечный праздник души, это восхищение любви и самопожертвования». Наталия СПИРИНА. Рерих и музыка.
    1 комментарий
    8 классов
    В разгар Первой мировой войны, в 1916 году, Н.К.Рерих написал картину «Три радости». Как и всё, что он делал, это не было случайностью. В эти трудные годы мысли художника направлялись к нашим высоким Заступникам и Покровителям, никогда не оставлявшим Россию в беде. Вглядимся в картину. На крестьянский двор входят вестники — хожалые гусляры. Крестьяне в праздничных одеждах замерли в ожидании услышать певцов. Перед нами предстают как бы два плана. На нижнем, земном, — крестьянская семья на пороге своего теремка встречает сказителей. О чём же повествуют странники? Они повествуют о радости. В чём же эта радость? В неустанных трудах и заботах о нас Великих Душ. Рерих так писал об этом: «Сам Святой Егорий коней пасёт, сам Никола Чудотворец стада уберёг, а сам Илья Пророк рожь зажинает». И на втором, надземном плане нам показаны три Святителя, которые помогают крестьянам в их повседневных трудах. Народные верования так именуют Святителей: Святой Егорий (в просторечии) — святой великомученик Георгий — великий Победоносец. В Житии Святых о нём сказано: «единого истинного Бога проповедник», «пленных освободитель», «нищих защитник», «немощных врач». Святой Николай — великий Чудотворец, «всякому помощник», «скорый утешитель», «в бедах заступник», «светозарный луч во мраке жизни». Илья Пророк — по преданию, взятый живым на небо на огненной колеснице, «во плоти ангел», «провидец великих дел Бога нашего». Наталия СПИРИНА. Из Слова «Святые — радость наша», 1997 г.
    1 комментарий
    17 классов
    Музей изобразительных искусств Кузбасса  В нашем музее состоялось торжественное открытие выставки «Ковчег будущего», на которой представлено творчество Николая Рериха и его сына Святослава из собрания Государственного музея искусства народов Востока. Основная тема выставки — сбережение культуры, главный завет семьи Рерихов. Николай Рерих говорил: «Культурные сокровища будут истинными ценностями». В рамках торжественного открытия состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии между Музеем изобразительных искусств Кузбасса и Государственным музеем искусства народов Востока. Выставка организована в рамках национального проекта «Культура», при поддержке Правительства Кузбасса. Посетить ее можно до 8 сентября 2024 года. Не упустите возможность посетить это уникальное культурное событие в жизни Кузбасса!
    1 комментарий
    16 классов
    Вопрос: «Если человек нападает с сильным отрицательным чувством, то не препятствовать ему, не давать отпора, а "пропустить в открытую дверь", то есть не реагировать и проводить свою линию, а когда он опустошится — начать действовать самому. Это возможно при сохранении равновесия» (Искры Света, вып. 1, 17.10.1947 г.). Что значит проводить свою линию? Как начать действовать самому — что делать? Н.Д. Спирина: Продолжать делать то, что делаешь, невзирая на то, что тебя кто-то ругает или яростно нападает на тебя. Если кто-то кидается и нападает, пропустить его, как если бы он ломился в открытую дверь. Что получается при этом? Он сам себе нос расшибает. А самому отойти в сторону и никак не реагировать. Если мы начнём отвечать тоже вспышками раздражения, злости — нападающий будет очень этим доволен, потому что получит возможность вцепиться в вас и подраться. А если мы отстраняемся, то он покричит, поругается, но ответа не получит и отойдёт. У меня такие случаи бывают. Как-то я получила письмо, ужасно ругательное письмо. Уж как меня в этом письме один — я не могу сказать «товарищ», так как он не товарищ, — гражданин поносил! Меня такой смех разобрал! Я читала обо всём, что он обо мне говорил, причём меня не зная почти совсем, — такой вздор! Я так смеялась, так веселилась! Он этого, конечно, не ожидал, и весь его запал пропал даром. Его цель была меня поразить, убить, поранить, посрамить, чтобы я упала духом. А всё, что он писал, не соответствовало действительности. Я спокойно очень к этому отнеслась. Если бы что-то в его словах было правильно, если бы я в чём-то была виновата, я это приняла бы, конечно, к сведению и постаралась бы исправить, так как я далеко не безупречна. Если во мне есть какие-то недостатки, я, наоборот, очень благодарю, если мне указывают на них, потому что ведь иногда сам себя не видишь со стороны, а другой является твоим зеркалом. Можно только благодарить, когда тебя учат. Это очень полезно. Наталия СПИРИНА. Из «Собеседований», 2001 г.
    0 комментариев
    10 классов
    Вопрос: В чём главное отличие устремления от желания? Н.Д. Спирина: Тут разница очень большая. Можно подумать: к каким понятиям мы употребляем слово «желание», которое не подходит к «устремлению»? Например, желание вкусно поесть: увидел ребёнок конфетку, он её очень желает, но нельзя сказать, что это устремление. Устремление всё-таки есть нечто более высокое, а желание может быть применимо к самым житейским делам. Надо подумать: в каких случаях можно употребить слово «устремление»? К чему устремление — к Иерархии Света, к дальним мирам, как пути суждённому; к искусству, природе. Вопрос: «Нужно искоренять каждый признак, который может вести к идолу нетерпимости» (Сердце, 117). Какие это признаки, как они проявляются в человеке? И каким образом их нужно искоренять? Н.Д. Спирина: Само это слово уже подсказывает: чего-то не терпеть. Больше всего мы это замечаем, когда, например, проявляется нетерпимость к чужому мнению: у кого-то другое мнение — и нетерпимый человек возмущается, или оскорбляет его, или ругается, то есть никак не хочет понять другого, понять канон «Господом твоим», о котором указано в Учении. Нетерпимость религиозная всем очень хорошо известна, она во все века приводила к страшным религиозным войнам. Это самые кощунственные войны, какие только могут быть, потому что Бог один, но веры разные и каждый поклоняется Богу в том образе, который ему ближе. А из-за нетерпимости возникают чудовищные войны и раздоры. Как эти признаки проявляются, я думаю, всем известно. В первую очередь, в грубости, в преследовании, в поношениях. А искоренять их можно только расширением сознания, только пониманием, что каждый человек имеет право на своё мнение, на свою жизнь; следить за собой. Нетерпимые люди воображают, что только они правы, а остальные все поступают неправильно, поэтому и возникает возмущение против них. Наталия СПИРИНА. Из «Собеседований», 1997 г.
    0 комментариев
    6 классов
    Встает передо мной нечто незабываемое из моей первой выставки в Америке. В одном из больших городов местный богач и любитель искусства приветствовал меня большим, парадным обедом. Всё было и обширно, и роскошно, присутствовали лучшие люди города. Как всегда, говорились речи. Хозяин и хозяйка, оба уже седые, радушно и сердечно беседовали с гостями. Во всём была полная чаша, и хозяйка обратила моё внимание, что все комнаты убраны в синих и лиловых цветах, и добавила: “Именно эти тона я так люблю в Ваших картинах”. После обеда одна из присутствовавших дам сказала мне: “Это очень замечательный приём”, — и пояснила: “Вероятно, это последний обед в этом доме”. Я посмотрел на мою собеседницу с изумлением, а она, понизив голос, пояснила: “Разве Вы не знаете, что хозяин совершенно разорён и не дальше как вчера потерял последние три миллиона”. Естественно, я ужаснулся. Собеседница же добавила: “Конечно, это тяжело ему, особенно принимая во внимание годы. Ведь ему уже семьдесят четыре”. Такое несоответствие услышанного со всею видимостью, а главное, с видимым спокойствием хозяев, было поразительным. С тех пор я стал интересоваться особенно их судьбою. Оказалось, через три месяца после этого обеда они уже жили в своем гараже. Казалось бы, всё было потеряно, а через три года этот же деятель был опять в миллионах и жил в прежнем своём доме-дворце. Когда я говорил его знакомым о моём удивлении, почему многочисленные друзья и, наконец, город, которому он пожертвовал так много, не помогли ему, мне сказали: “Во-первых, он не принял бы помощи, а во-вторых, такие бури жизни ему не впервые”. Этот последний разговор происходил в большом клубе, где в спокойных креслах около окон сидело много почтенных людей, читая газеты и беседуя. Мой собеседник, указывая на них, сказал: “Всё это миллионеры. Спросите их, сколько раз каждый из них переставал быть миллионером и вновь им делался”. А члены клуба продолжали спокойно читать и весело беседовать, как будто бы никогда никакие житейские бури не проносились над ними. Я спросил моего приятеля, как он объясняет себе это явление? Он пожал плечами и ответил одним словом: “Стойкость”. Действительно, это понятие стойкости должно быть отмечено среди других основ, нужных в жизни. Мужество — одно, доброжелательство и дружелюбие — другое. Трудолюбие — третье. Неустанность и неисчерпаемость — четвертое. Энтузиазм и оптимизм — пятое. Но среди всех этих основ и многих других, так нужных, привходящих светлых утверждений, стойкость будет оставаться, как нечто отдельное, незаменимое и дающее крепкое основание преуспеянию. Стойкость вытекает из большого равновесия. Это равновесие не будет ни холодным расчётом, ни презрением к окружающему, ни самомнением, ни себялюбием. Стойкость всегда будет иметь некоторое отношение к понятию ответственности и долга. Стойкость не увлечётся, не поскользнется, не зашатается. В тех, кто шел твёрдо до последнего часа, всегда была стойкость. В наши дни смущений, многих разочарований, узких недоверий, должно быть особенно благословенно основное качество стойкости. Когда люди так легко впадают в самую непристойную панику, именно стойкий человек внесёт здравые понимания и удержит многих от ужаса падения в хаос. Когда люди сами себя стараются убедить во всевозможных древних небывальщинах, именно стойкий человек поймет в сердце своём, где есть безопасный выход. Когда люди впадают в такое безумие, что даже краткий шквал им уже кажется нескончаемой бурей, именно стойкость напомнит и о соизмеримости. (...) Стойкость нужна именно здесь, на земном плане, где так много обстоятельств, от которых нужно устоять. Потому-то так полезно среди множества понятий благоволения, сотрудничества и преуспеяния усмотреть смысл и ценность стойкости. Недаром люди с особенным уважением всегда подчеркивают, как стойко человек выдерживал то или иное нападение, напряжение, или неожиданные удары. Подчёркивается в таких случаях и зоркость, и находчивость, но всегда будет отмечена и стойкость, как нечто положительное, прочно стоящее на чём-то осознанном. Н.К. Рерих. "СТОЙКОСТЬ". 1935 г. Из книги "Нерушимое". Друг Мой, сила духа познаётся лишь в трудных условиях и в них же и утверждается. Мускул, лишённый движения, атрофируется, так же и сила духа поникает при жизни безоблачной и лёгкой. Разлагается дух в благополучии. Отягощающие обстоятельства нужны, чтобы вызвать к действию энергии нужные, которые в противном случае обрекаются на отмирание. Именно по слабому месту должна бить жизнь, чтобы его укрепить и породить нужную силу. Но при всех обстоятельствах одно условие необходимо, а именно стойкость, или непоколебимость, духа. Надо твёрдо стоять, что бы ни происходило вокруг. Твердыню внутри обрести и утвердить надо. Грани Агни Йоги. 1954 г. 353.
    1 комментарий
    21 класс
    Если бы сознание человечества могло сопоставить Вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждутся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о Вечном. Между тем как показательно, что форма меняется, исчезает и заменяется новой. Преходимость так очевидна, и каждая преходимость указывает на жизнь вечную. Дух – творец каждой формы, но отвергается человечеством. Когда поймут, что дух вечен, тогда и беспредельность и бессмертие войдут в жизнь. Так нужно направлять дух народов к пониманию Высших Начал. ... Когда дух будет почитаться как священный Огонь, то подтвердится великое восхождение. Мир Огненный, ч. 3. 363. Знание преходимости дает чувство отрыва от земли и устремляет дух к тем планам, где человек истинно пребывает в его огненной сущности. Мир Огненный, ч. 3. 368. Н.К. Рерих О ВЕЧНОМ Зачем хотел ты сказать неприятное мне? Ответ мой готов. Но прежде скажи мне. Подумай крепко, скажи! Ты никогда не изменишь желанье твоё? Ты останешься верен тому, чем на меня замахнулся? Про себя знаю я, ответ мой готов позабыть. Смотри, пока мы говорили, кругом уже всё изменилось. Ново всё. То, что нам угрожало, нас теперь призывает. Звавшее нас ушло без возврата. Мы сами стали другими. Над нами и небо иное. И ветер иной. Солнца лучи сияют иначе. Брат, покинем всё, что меняется быстро. Иначе мы не успеем подумать о том, что для всех неизменно. Подумать о вечном. 1917 Вчера был дан наглядный пример того, как человек, стоящий одною ногою в могиле, всё же не находит минуты, чтобы помыслить о предстоящем переходе в иной мир. Суета повседневности оказывается важнее и значительнее подготовки сознания к переходу Великих Границ. Не будем думать, что коснувшиеся Учения ушли далеко от не знающих его. Шум суеты текущего дня оглушает даже учеников… Выход из такого положения в том, чтобы, принимая участие в жизни обычной, помнить всегда, постоянно и неизгладимо, что явления плотной Майи – преходящие сны, что всё наполнение ими сознания – только на время, на день, или два, или какой-то отрезок текущего периода, который заменится другим, наполненным новыми впечатлениями и переживаниями, столь же текущими мимо, как и предшествовавшие им. Хочу утвердить сознание на непреходящем, дабы преходящее не могло бы уже им овладеть. Постоянное памятование о Владыке и постоянное, сознательное или подсознательное, к Нему устремление помогут бороться с волнами преходящих явлений земных, стремящихся потопить сознание в калейдоскопе мелькающих событий обыденности. Над Землей – Солнце, над сознанием – немеркнущий Свет Иерархии. Грани Агни Йоги. 1964 г. 717. (472).
    1 комментарий
    18 классов
    Вопрос: Расскажите немного о йогах, если можете. С.Н. Рерих: Это очень сложный вопрос. Для этой темы нужно очень, очень много лекций. Единственное, что я сейчас смогу вам сказать, это только [то], что в Индии есть пять основных систем йоги, а именно: 1) Хатха-йога, то есть самая низкая йога – йога тела. Она учит контролировать наше тело, чтобы затем достичь более высокого. 2) Следующая – карма-йога, то есть йога работы, действия: через труд, наше отношение к труду мы поднимемся, достигнем высот духовности. 3) [Джнана]-йога. Джнана – знание. Это йога познания, то есть достижения духовности через знание. 4) Затем бхакти-йога – йога любви: вы стараетесь достичь духовности через веру, стараетесь разбудить в себе великую любовь, и через неё приходит достижение. 5) И затем последняя, самая высокая йога – раджа-йога, то есть царственная, которая включает все йоги и как бы замыкает весь этот цикл йог. С.Н. Рерих. Выступление в Доме кино. Ленинград, 16.06.1960 // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1. Вопрос: Расскажите, пожалуйста, о йогах. Что это такое? С.Н. Рерих: Йога – это система саморазвития в Индии. ... Первая – хатха-йога. Она стремится посредством усовершенствования тела к усовершенствованию духа. Вторая – карма-йога. Она стремится через правильное применение труда возвыситься и обрести совершенство. Третья – джнана-йога. Стремится к самоусовершенствованию через познание. И четвертая – раджа-йога, [царственная] йога, включающая в себя все йоги. Есть еще бхакти-йога, то есть йога любви. Человек стремится к самоочищению, улучшению своего «Я» путем любви. И, говорят, это наискорейший, самый действенный путь улучшения человека. С.Н. Рерих. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 28.05.1960 // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1. Вопрос: Какой смысл картины «Йоги»? С.Н. Рерих: Просто передать сценку. Вот эти йоги, странники, которых вы много можете встретить в Гималаях, часто собираются по вечерам, беседуя о разных предметах, о философии. Один изображен читающим книгу. Мне хотелось передать этот момент. Это место в Гималаях, которое я сам посещал. Уже наступает вечер, поднимаются сапфировые тона. Это спокойствие, когда начинает находить легкий туман, и эти странники, йоги, которые слушают. Я хотел передать не только тишину природы, но тишину их внутреннего мира. С.Н. Рерих. Беседа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Москва, 19 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1. Вопрос: Считаете ли Вы основным для человека приближение к природе? Могут ли примером служить йоги? С.Н. Рерих: В картине «Йоги» я отобразил сцену, которую вы можете встретить и теперь в Гималаях. То есть, именно это было написано в Западных Гималаях. Я взял типичное нагорье, долину, вечер, когда часто эти странники сходятся. Тишина, разлита[я] в природе, как бы отражается в людях, которые тоже ищут ключ к жизни и многие из них [его] нашли. Может быть, эту тишину в природе и спокойствие в этих людях я и хотел отобразить. С.Н. Рерих. Выступление в лекционном зале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Москва, 31 мая 1960 г. // «Будите в себе Прекрасное…»: сборник. В 2 т. М., 2015. Т. 1.
    1 комментарий
    23 класса
    Мероприятия Музея Н.К. Рериха в июле 2024
    0 комментариев
    9 классов

Мероприятия Музея Н.К. Рериха в июле 2024

Музей Н. К. Рериха

Геолокация

  • Класс
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха

Геолокация

  • Класс
Показать ещё