«Спор о новом законопроекте, начатый в зале Укома [уездный комитет] две недели тому назад, закончился 28 февраля в гортеатре. Зал переполнен. Собралась не только молодежь, но и пожилые люди. – Новый закон, – говорит т. Пронин, освежая в памяти собрания начало спора, – признает равносильным как брак регистрируемый, так и фактический.
Защитники закона утверждают, что он лучше ограждает права женщин, чем старый, а противники считают, что он преждевременен, а для деревни и неприменим.
Т. Тихонов, которого не совсем правильно сочли противником, подробно анализирует законопроект. Закон по существу хорош – нет спора, но преждевременный. С церковным браком мы еще не совсем покончили. Но, кроме того, в законе нет точных границ пребывания в фактическом браке. В последнее время появились поправки к законопроекту. Их должно быть не мало.
Противники законопроекта, – отвечает его защитник т. Куклев, – в сущности не привели каких-либо существенных возражений. Случайная связь, рассматриваемая как фактический брак, не есть недостаток, а, наоборот, достоинство закона. Таким способом закон в большей мере ограждает интересы женщин, чем раньше и поддерживает семью.
– Хорошо. Но что такое все-таки фактический брак? – спрашивает т. Пронин, – где связь случайная, а где длительная? – Как, наконец, создать здоровое поколение, о котором мы мечтаем? Закон не точен и не ясен. Выходит, как будто бы и фактический и регистрированный брак – два сапога пара. А, в конце концов, крестьянин полезет в церковь венчаться.
Аплодируют наиболее пожилые люди, тогда как молодежь, видимо, на стороне защитников. Веселое настроение воцаряется в зале, когда на сцене появляется старик-крестьянин Тетюшин.
– Я так себе рассуждаю: закон больше шлюхам на руку. Заведет себе с полдюжины ребят – вот тут и корми их. Хорошо еще, если дело добровольное. А потом: баба только еще понесла, а ты уже плати... Да эдак она натащит тебе ребят, видимо невидимо, разврат ведь будет. Это ведь не утешение для Советской власти. Оратор подкрепляет речь нелитературными словечками и покидает сцену под всеобщий смех.
Целый ряд видных общественников, как тт. Филиппов, Новиков и др. отмечают слабые стороны закона, вернее его неприменимость в деревне, где он внесет хозяйственный развал и, пожалуй, даже толкнет снова в церковь.
Защитники закона тт. Хвостов, Руднев, Филиппова и Ермаков весьма отважно отстаивают законопроект. – Закон укрепляет семью, так как права женщины и мужчины одинаково защищены законом. Все опасения и страхи за крестьянское хозяйство напрасны. Наконец, новые поправки к закону, внесенные за последнее время, еще более делают его жизненным.
Голосование дало довольно неопределенные результаты, но, видимо, большинство присутствовавших на стороне нового законопроекта». [1]
***
«Толки и разговоры по поводу нового законопроекта «Семья и брак» захватили и нашу глухую деревню. Так недавно Аманакский ВИК [волостной исполком] устроил совещание для обсуждения этого животрепещущего законопроекта. Крестьяне говорят так:
– Закон то ничего. Да есть в нем закорючки, вроде, например, того, что брак фактический и юридический равносильны. Тут могут быть недоразумения.
– А какие тут недоразумения? – спрашивают защитники закона.
– А вот какие. Ты, скажем, к бабе никакого касательства не имеешь, а она к тебе пристает, будто бы имеешь дело. Как тут быть?
– Ну, таких баб надо считать «гулящими».
– Ну и считай. А что в этом толку? Или вот еще. Выходит, баба может иметь несколько мужей?
– А что ж ей не иметь, ежель мужики имеют?..
– Ну вот. Рожает она себе ребенка. Кто его кормить будет?
– Кто окромя мужа.
– В том то и закувыка, что мужьев то у нее много... Один на другого будет сваливать, а ребенок то – не жрамши наорется.
Посудили, поговорили и решили – закон одобрить, но внести такое изменение: если женщина имела несколько мужей, то обязать всех содержать ребенка. Интересно, что скажут в других деревнях?» [1]
***
О порядке установления отцовства на детей, рожденных вне брака, 1926
«Очень часто матери детей, не состоящие в зарегистрированном браке, теряют право на получение содержания ребенка, а также право ребенка на фамилию отца только потому, что не знают порядка подачи о том своевременно заявления в надлежащие учреждения. Порядок этот необходимо знать всем матерям.
Не состоящая в зарегистрированном браке женщина, не позднее, как за 3 месяца разрешения от бремени, должна подать в местный отдел записей актов гражданского состояния сведения по месту своего жительства с указанием имени, фамилии и местожительства отца. На основании этих сведений в отделе актов гражданского состояния делается соответствующая запись, посылается извещение указанному в заявлении отцу с предоставлением ему права обжалования в двухнедельный срок этого заявления.
В случае не поступления за означенное время с его стороны протеста, родившийся ребенок записывается его фамилией, а матери выдаются выписи записей, как внебрачного зачатия, так и рождения ребенка для предъявления в судебном порядке иска на содержание ребенка, в случае отказа в добровольном содержании.
Горзагс». [2]
Источник: Бугурусланская газета «Пахарь» №42 от 5 марта 1926 г. [1]; №112 от 17 ноября 1926 года [2]
#Бугуруслан #БугурусланскийРайон
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев