п. Чаще всего об этом явлении говорят; солнце играет или скачет; в отдельных традициях также купается, прыгает, танцует, пляшет, гуляет, дрожит, трепещет, сдвигается, мечется, разбегается, двоится, радуется, веселится, вертится, кружится, кланяется, меняется, цветет, красуется; идет за снегом (болг.) и т. п. Выбор термина нередко мотивируется названием или символикой праздника: на Купалу солнце купается.
По представлениям русских крестьян, "в те дни восходящее солнце то покажется из-за края небесного, то опять за ним спрячется, то вздынет кверху, то книзу опустится, то заблещет цветами алыми, белыми, лазоревыми, то воссияет во всей славе своей так, что никакому глазу глядеть на него невозможно" (П. А. Мельников-Печерский. В лесах.). Близки к этому и описания игры солнца, даваемые полешуками, ср. "На Велигдэн сонцэ меняеца, купаеца, разными цветами блискае — и зелёными, и вишневыми, я навек рано убегаю на Паску" (Гомельск. обл.). Жители некоторых районов Болгарии считают, что утром в Иванов день на небе появляются три солнца, из которых только среднее "наше", а остальные — его братья — светят в другое время и над другими землями. Сербы верят, что солнце в этот день трижды останавливается. В Полесье, на Карпатах и в Польше об игре солнца говорят "солнце купается", сближая глагол с эпитетом святого (Иван Купала), а в Болгарии этому мифопоэтическому сближению соответствует верование о том, что в Иванов день солнце купается в реках и источниках, после чего пускается в обратный путь, к зиме.
По некоторым поверьям, игру солнца не каждому дано увидеть: это явление открывается только праведному человеку или
предвещает нечто важное, может предсказывать скорую смерть и т. п. (полес.), его можно наблюдать только с помощью особых приемов, напр., через решето, стоя на пороге дома (словен.), через щель (полес.) и т. п. В Орловской губ. говорили: "Это надо красную рубашку надеть да и стать с зеркалом, а так разве увидишь?"
Мотив игры солнца отражен в украинских и белорусских купальских песнях: "Грало солнычко на Ивана", "Проти Ивана сонце играло", "Рано на Ивана сонце играло" и т. д.
Календарная приуроченность игры солнца различна в разных регионах. В большинстве случаев это явление связывается с праздником Ивана Купалы. В ю.слав. календаре это практически единственный день, когда, по верованиям болгар, македонцев, хорватов и словенцев, можно наблюдать игру солнца; у сербов представление об игре солнца вообще не имеет широкого распространения. Среди вост. славян прежде всего белорусы относят игру солнца к дню Ивана Купалы; в украинском ареале этот день считается лишь одним из нескольких праздников, когда "солнце играет». По польским и полес. представлениям, игру солнца можно увидеть также на свадьбе, иногда в воскресенье.
"Карауление солнца" — обычай встречать восход солнца и наблюдать его игру в дни больших праздников, в большей или меньшей степени ритуализованный. У русских, гл. обр. в ю.рус . областях, это был развитый обряд, исполнявшийся молодежью в канун окончания купальских дней 29 июня и представлявший собой род ритуальных бесчинств молодежи. В Новосильском и Малоархангельском уездах Орловской губ. группы молодежи таскали телеги, бочки, рабочий инвентарь, вытаскивали все это на дорогу, строили баррикады или забрасывали украденные вещи в овраг, в реку и т. п.; крали вывешенные для сушки холсты и мотки ниток, оплетали нитками деревья и постройки, перегораживая дорогу; утром хозяева все это разбирали по домам, ворча и ругая молодежь за баловство. В некоторых селах в эту ночь хозяйки "зоревали" — белили холсты и караулили их; в других — делали круг из борон, поставленных зубьями наружу, и, сидя внутри круга, дожидались восхода солнца. Всю ночь плясали, пели, били в косы, аккомпанируя пению. На рассвете, увидев игру солнца, расходились по домам. Иногда этот обычай имел целью отогнать от села русалок. В Калужской губ. ритуал назывался "загонять солнце": в городе Медыни на Петров день молодые мещане шли ночевать в лес, взяв с собой котелок гречневой крупы, из коей варили кашу и ждали восхода солнца. Кое-где солнце караулили девушки, собравшись на высоком месте и разложив огонь, вокруг которого пели и плясали.
В Белоруссии подобный обряд совершался в купальскую ночь. В Витебской губ. верили, что увидеть игру солнца может только тот, кто провел без сна эту ночь.
Во многих великоруссих регионах обычай караулить солнце не связан с бесчинствами. В Тульской губ. крестьяне накануне 29.06 в праздничных нарядах шли перед рассветом на высокий холм и там ожидали зрелища восходящего солнца. Взбирались на высокие места (холмы, крыши, заборы, колокольни и т. п.), чтобы встретить солнце, и в других регионах, где обычай бил приурочен к иным датам. Болгары, наблюдая игру
солнца, старались увидеть свою тень — это сулило здоровье и счастье. В Пиринском крае молодежь (в нек. селах только женщины и дети), украсив себя купальскими венками, караулили солнце, водили хороводы и пели песни. В Родопах рано утром в Иванов день (Купало) все шли на высокие холмы и наблюдали восход солнца.
В Верхней Силезии к Иванову дню девушки пекли пирожки, выходили с ними на заре в поле и, положив их на чистом белом платке, плясали и пели: "Играй, солнце, играй, тут твои солнышки"; встретив солнце, делились пирожками.
По материалам Толстой С.М. «Славянские древности».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев