Возвращение Крыма в состав России - не просто восстановление исторической справедливости. Это, по сути, наиболее яркое за последние десятилетия свидетельство готовности и способности нашего государства к самовосстановлению, символ нового народного энтузиазма и воодушевления. Однако за столь важными и нужными сегодня стране чувствами граждан, как патриотизм и единение, стали подниматься во весь рост явления совершенно иного порядка.
В самый разгар февральского противостояния на Майдане в Крыму состоялось весьма любопытное действо – по центру Симферополя промаршировала колонна национал-радикалов, несших транспаранты «Русские националисты с народом Украины». Более того, по итогам акции организаторы распространили пресс-релиз, где охарактеризовали прошедший марш как «переломное и историческое» событие в жизни двух народов, а также воспели славу украинской «революции».
Совместное шествие русских и украинских наци стало первым публичным мероприятием такого рода. Примечательно, что его участники решили не ограничиваться демонстрацией своей идейной общности и заняли однозначную политическую позицию в вопросе происходящих на Украине событий – антироссийскую.
Некоторый свет на столь неожиданные, на первый взгляд, комбинации пролило недавнее интервью одного из лидеров русских националистов, активиста запрещенной в России Национально-демократической партии Всеволода Радченко. По его словам, в конце прошлого и начале этого года представители партии неоднократно посещали Майдан и лояльно отнеслись к акциям гражданского протеста в Киеве. Особый интерес у партийцев вызвал опыт украинских «коллег», добившихся представительства в парламенте. Более того, национал-активист солидаризовался с позицией нынешних властей Украины по Крыму и высказал опасения в связи с возможным «переносом российских реалий» на украинскую почву.
Отправную точку взаимодействия русские и украинские националисты видят в возвращении к единым истокам – традициям Киевской Руси. При этом особый акцент делается на общности всех восточных славян, населявших обширные территории от Галицко-Волынского до Владимиро-Суздальского княжеств. Именно это обстоятельство побуждает современные национал-радикалы ставить вопрос об объединении исконно славянских земель - Киевской Руси, Московской Руси и Белоруссии – в единое государство со столицей в Киеве.
Рассматривая Россию как искусственное образование и, одновременно, как препятствие к реализации собственных планов, националисты считают важным отмежеваться от «навязываемых» российской властью интернациональных принципов в государственном строительстве и выступают за вытеснение из ее состава всех неславянских народов. Так, в пропагандируемом Радикальным украинским солидаристским союзом – РУСС т.н. «Манифесте русьского националиста» содержатся призывы покончить с «имперской политикой» Москвы и предать анафеме многонациональную Россию.
Важно отметить, что в стане русских и украинских национал-радикалов все активнее слышны голоса тех, кто выступает за идейную и духовную «чистоту» славянского движения. Речь идет об отказе от христианского мировоззрения как чуждого для исконных славян и насильственно привнесенного «завоевателями» для порабощения Киевской Руси. В вину христианству вменяется, прежде всего, расчленение некогда единого славянского народа на католиков, протестантов, православных, а также возвышение человека над природой, отвлечение внимания народа от заботы об окружающем его мире.
Сегодня, наверное, уже не покажется странным, что становление организованного язычества на Украине, а затем и в России началось в США. Именно в Чикаго в 1964 году по инициативе представителей украинской диаспоры была зарегистрирована первая община неоязыческой организации – Родной украинской национальной веры (РУН-вера). Духовный центр этого движения до сих пор находится в американском городе Спринг Глен, где расположен собор святой матери Украины.
На первых порах в создании религиозного течения активное участие принимала семейная чета Чумаченко – родителей Катерины Ющенко, супруги бывшего украинского президента. К настоящему времени РУН-вера превратилась в самое многочисленное движение неоязычников (или родноверов, как они себя сами называют) на Украине.
Как и украинские, так и российские родноверы в качестве главного духовного источника движения рассматривают «Велесову книгу» - свод преданий, молитв, легенд и рассказов о древней славянской истории с VII века до н.э. до IX века н.э. Несмотря на то, что о существовании такого текста стало известно лишь в середине прошлого столетия из уст русских эмигрантов, живших в Сан-Франциско, и что наиболее авторитетные исследователи считают его явной фальсификацией, «Книга Велеса» оказывает решающее влияние на современную национал-патриотическую идеологию.
Более того, изучение этого произведения включено украинским министерством образования в школьную программу по литературе, а в официально действующих методических материалах предлагается считать «Велесову книгу» культурно-национальным фактором воспитания и «великим сокровищем народной педагогики».
Важную роль в поддержании культа неоязычников играют славянские обряды, реконструированные, правда, наитием лидеров родноверов: никаких научно подтвержденных источников по этому вопросу не найдено. Кроме того, серьезное значение придается символическому ряду, основу которого составляет образ коловрата - восьмиконечного колеса-свастики.
Родноверы убеждены, что изображения коловрата является исконно славянскими и что их можно найти чуть ли не на любом предмете эпохи дохристианского славянства – и на вышивках, и в графике. Однако это не так: самый ранний источник, где обнаружено начертание коловрата, относится к 1923 году. Именно тогда польский художник Станислав Якубовский написал гравюру, где изобразил коловрат на надгробном камне. Но сегодня адептов родноверия эта информация едва ли заинтересует.
Десять лет назад, в 2004-м, в одном из своих выступлений Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сравнил новое язычество с терроризмом, назвав их главными угрозами обществу и нравственности. Тогда родноверы отреагировали остро: в адрес Русской Православной Церкви посыпались обвинения в нетерпимости и всевозможные угрозы. А в начале 2014 года Россия была потрясена новым преступлением неоязыческого толка – жестоким нападением родновера, бывшего морпеха на храм в Южно-Сахалинске, закончившимся гибелью людей.
Сегодня, на фоне попыток зарубежных «партнеров» навязать Украине и всему миру свою мировоззренческую модель, а также беспрецедентного давления Запада на Россию, посмевшую напомнить о своих интересах, национал-патриотизм перестает быть лишь забавой повзрослевших «детей». Ныне о нем пора говорить как о серьезном внутреннем дестабилизирующем факторе, игнорировать который становится, по крайней мере, опасным.
Комментарии 4