Сегодня поговорим про реакцию на стрессовые события, которые воспринимаются как опасность.
На опасность мы реагируем важнейшим древним чувством, которое всем знакомо. Это страх. У страха плохой имидж, хотя он нам полезен, и именно благодаря страху мы с вами сейчас живем, потому что наши предки с выживали именно помощью этого чувства.
Учиться держать контроль над страхом довольно странно, учитывая, что именно он спасает нас быстрее, чем включается какая-либо логическая и контролирующая система.
Но осознавать себя в этом чувстве - дело максимально полезное и дающее полноценное качество жизни.
Итак, мы все знаем три реакции на страх: 1. Бей, 2. Беги, 3. Замри. Они заложены в нас биологически. Мы так спасались всегда. Скажем, при угрозе нападения хищника мы оцениваем: 1. Смогу победить - бью. 2. Не смогу победить - бегу. 3. Не смогу убежать - есть вариант притвориться мёртвым, может приличный хищник не заметит или побрезгует.
Отличная система.
Вот только проблема в том, что сейчас не первобытное время и обычно мы тигров не встречаем. Большинство наших конфликтов сейчас социальны.
И здесь в современном прочтении мы добавим четвёртую реакцию на страх:
✅бей
✅беги
✅замри
✅✅✅поговори
💡Поговори внутри себя и попробуй выяснить, насколько реален твой страх. Или это виртуальная угроза.
💡Поговори с родными, друзьями и близкими и получи энергию принятия и любви, успокой себя.
💡Поговори со специалистом, если ты нуждаешься в этом.
💡Поговори с другой стороной, с тем, к кому ты испытываешь страх...
Наконец, 💡поговори со своим страхом.
Упражнение.
Упражнения из Арт-терапии. Можно делать вместе с детьми.
Возьмите любые материалы для творчества, которые позволят вам рисовать. Нарисуйте свой страх. Только не натуралистично, а в виде образа какого-то животного или существа (возможно из мультика или сказки).
Когда нарисуете - наделите его чувствами и желаниями. Задавайте вопросы внутри себя по отношению к этому созданию: Что он хочет? Что он хочет вам сказать? Какое послание у него для вас? Можно ли его простить? Можно ли его поблагодарить за что-то?
Если вы рисуете с ребёнком, то задавайте эти вопросы по поводу этого, скажем, монстрика, ребёнку.
Возможно, на вопрос, что хочет этот зверь, ребенок ответит: «Есть.» Можно покормить, даже нарисовать рядом еду. Можно приласкать, может согреть или очистить шкурку.
Затем дорисуйте образ, когда обнаружите, что и поблагодарить есть за что. Возможно, он станет гораздо более дружелюбным после вашей работы.
Здесь важно, в этой работе, прийти к принятию и благодарности.
Делитесь ссылкой с теми, кому сейчас нужно❤️
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1