15 апреля 1946 года Н.К. Рерих пишет из Индии в Америку:
«За последнее время написаны четыре картины: “Кришна”, “Вестник”, “Мыслитель”, “Испытатель” – все не фотографированы, да и некому, да и пленок нет» [23].
Самая заметная особенность этого варианта – лаконичность. Исчезают мелкие детали на священных изображениях и орнаментах. Более четко обозначены предметы, которые держат в руках Вестник и встречающая его женщина. Художник словно стремится сосредоточить внимание зрителя на основной идее сюжета – наполненном торжественностью моменте появления долгожданного Посланника сил Света.
У этой картины оказалась сложная судьба. После ухода из жизни Н.К. Рериха «Вестник», как и другие картины, перешли, согласно завещанию, к его жене Елене Ивановне Рерих. После ее ухода в 1955 г. сыновья Юрий и Святослав разделили художественное наследие отца. Часть, принадлежавшая Юрию Рериху, в 1957 году была привезена им на Родину, в СССР. Картины, принадлежавшие Святославу Рериху, в том числе и «Вестник», оставались в Индии. Некоторые из них вошли в состав передвижной выставки, в которой были как работы Н.К. Рериха, так и картины Святослава Николаевича.
Эта выставка прибыла в Советский Союз в 1974 году в связи с празднованием 100-летия со дня рождения Н.К. Рериха. В ее составе находилась и картина «Вестник», 1946 г. [24].
Выставка экспонировалась в более чем 20 городах Советского Союза. Одним из этапов ее маршрута в 1979 году была Алма-Ата, бывшая тогда столицей Казахской ССР.
После 1984 года выставочный маршрут завершился в Москве и картины были оставлены на временное хранение в Государственном музее искусства народов Востока (ГМВ).
В марте 1990 года Святослав Николаевич Рерих передал наследие своих родителей – архивы, картины, реликвии, коллекции – Советскому Фонду Рерихов (сейчас Международный Центр Рерихов). В дарственную были включены и картины, привезенные в СССР в 1974 году, в том числе и «Вестник».
Но в 1993 году, сразу после ухода из жизни С.Н. Рериха, картины, в нарушение действующих норм и воли владельца, были поставлены на постоянный учет, фактически присвоены, Государственным музеем Востока. В конце 2011 года решением Хамовнического районного суда г. Москвы коллекция картин была, наконец признана принадлежащей Международному Центру Рерихов. Но в 2014 году это решение было опротестовано и в настоящее время судебные разбирательства продолжаются.
23] Н.К. Рерих Листы Дневника, т. 3, М. МЦР, 1996 , с. 383 ↑
[24] № 11 в списке картин, переданном С.Н. Рерихом Людмиле Васильевне Шапошниковой. см. Центр-Музей имени Н.К. Рериха. Каталог. https://roerich.kz/publication/vestniki.htm Н. К. Рерих. Вестник. 1946 г.
Холст, темпера. 122 x 91.4 см
Принадлежит Международному Центру-Музею им. Н.К. Рериха. Москва, Россия.
Находится в Государственном музее Востока.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2