Взрослые, которые усиленно развивают ребенка, похожи на Карлсона, посадившего семечко. Он все время его раскапывал, чтобы посмотреть: не проросло ли?
На самом деле дети растут, учатся и развиваются не потому, что мы их тянем за уши, а просто потому, что они дети. В них это заложено. Для того, чтобы ребенок хотел все знать, не нужны специальные методики, ему просто должно быть интересно и нестрашно.
Нестрашно – это когда все хорошо с родителями. Когда они любят, когда они рядом, когда ты для них хороший. Если ребенок одинок, отвергнут, если он боится родительского гнева и разочарования, он развиваться не может. Все силы психики уходят на совладание с тревогой по поводу привязанности. Как говорят психологи, аффект тормозит интеллект. Лимбическая система бунтует, и не дает нормально работать верхнему (кортикальному) мозгу. Какая уж тут познавательная деятельность.
А если ребенок спокоен за свои отношения с родителями, он немедленно поворачивается к ним спиной, а лицом – к миру, и отправляется его исследовать.
Проводили такой эксперимент. Маму с ребенком дошкольного возраста приглашали в кабинет, полный всяких развивающих игр и вообще интересных и малопонятных штуковин. Потом экспериментатор извинялся, говорил, что ему надо совсем ненадолго отойти и предлагал чувствовать себя в кабинете «как дома», говорил, что можно «посмотреть пока, что у нас тут есть». И уходил. Но недалеко, а за стеночку, где было особое зеркало, с одной стороны как зеркало, с другой – прозрачное, его часто используют для психологических экспериментов.
Через окошко-зеркало он наблюдал, чем заняты мама с ребенком. Основных типов поведения было четыре:
1. Мама грозно шикала на ребенка, чтобы «сидел смирно, ничего не трогал» и они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама его одергивала.
2. Мама доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, на ребенка внимания не обращала. Он, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т. д.
3. Мама воодушевлено говорила ребенку: «Смотри, какие хорошие игры!» И начинала показывать ребенку и объяснять, как в них играть.
4. Мама, забыв про ребенка, с азартом хватала то одну игру, то другую и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал.
Потом психолог возвращался в комнату и проводил с помощью специальной методики тестирование уровня познавательной активности у ребенка. Прежде, чем читать дальше, попробуйте отгадать, у детей из какой группы оказались лучшие результаты?
Самые высокие показатели были у детей любознательных мам, из 4 группы. Тут все работало на познание: мама рядом, она сама все исследует, у ребенка включается подражание, ему спокойно и весело, и процесс идет полным ходом.
Затем шли дети мам из 2 группы. Они не подавали пример, но своим присутствием и спокойствием обеспечивали безопасность, и природа брала свое.
И гораздо худшие результаты были у тех детей, кому все запрещали, и у тех, кем руководили.
Если ребенок живет в душевно и духовно богатой, интересной, интригующей среде, если самим родителям все интересно, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они рассказывают дома, им не надо ничего усиленно в ребенке развивать. Следование и природная потребность учиться сделают свое дело – все само прекрасно разовьется, не удержишь.
Единственное, за чем важно следить – за тем, чтобы ребенку не было страшно в отношениях с вами и в мире вообще. Познавательная активность не терпит сильного и длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не до новых знаний.
Всем, наверное, приходилось наблюдать: вот ребенок на прогулке весь – воплощенная познавательная активность. Он наблюдает за гусеницей, воробьем, кошкой. Но время от времени посматривает на маму на скамейке. И вдруг мама пропала! Отошла куда-то! Все, мгновенно познавательная активность сворачивается, и пока мама не найдется и не успокоит, ребенку не до гусениц.
А теперь, представьте, что мамы нет очень-очень долго. Или даже совсем. Что будет с любознательностью? Это хорошо знакомо приемным родителям, которым бывает очень трудно потом реабилитировать в этом отношении детей, долго пробывших в казенном доме. Но и с домашними детьми такое случается, например, если в доме конфликты, родители скандалят, кто-то в семье страдает алкоголизмом или просто обладает тяжелым, вспыльчивым характером, если ребенок постоянно боится осуждения, отвержения, или боится, что не оправдает ожиданий, родители будут разочарованы, расстроятся, заболеют и т.д.
Мне очень нравится формулировка Гордона Ньюфелда: «Развитие происходит из точки покоя». Так оно и есть. Причем и у детей, и у взрослых. Так мы, люди, устроены: как только наши базовые потребности удовлетворяются, как только нам спокойно и хорошо, нам сразу становится невтерпеж что-нибудь новое узнать или сделать.
Получается, что очень много всего нужно, чтобы ребенок хорошо развивался и его познавательная активность цвела. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфера в доме, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом не в вате держали и были в жизни ребенка неожиданности, приключения и умеренные стрессы. И все это, конечно требует большой работы, хотя совсем не в том смысле, в каком думают родители, с утра до вечера занимающиеся «развитием» ребенка.
Людмила Петрановская (из книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6
МАРФА СОКОЛИЧ
ГАЛЧОНОК ГОША
В одно
чудесное деревенское утро бабушка увидела, что по её дорогим грядкам вновь
ходит какая-то птица.
– Ты чего тут
делаешь? – возмутилась она. – А ну лети отсюда! Кыш!
Только
птица на эти слова не обратила ну никакого внимания. Зато их услышал дедушка.
– С кем это ты
разговариваешь? – спросил он у бабушки.
– Да вот гоню
птицу, а она не улетает.
– Ой, галчонок!
– обрадовался заглянувший в огород Вася. – А почему он нас не боится?
Дедушка
лукаво прищурился.
– Я думаю, это
ворона, маленькая и очень храбрая, – возразил он.
– А вот и нет! –
закричал внук. – Видишь жёлтые пятнышки у клюва? То-то же! Ты должен картинки
внимательно смотреть. В журнале. Тогда будешь знать всех-всех птичек в лицо.
Пока шёл
этот спор, бабушка сходила за хлебом.
– Цыпа-цыпа, –
позвала она птенца.
– Галчонок ведь
не курица, – укоризненно нахмурился Вася и предложил. – А давайте назовём его
Гошей!
С этого
дня в деревне появился новый...Ещё
МАРФА СОКОЛИЧ
ГАЛЧОНОК ГОША
В одно
чудесное деревенское утро бабушка увидела, что по её дорогим грядкам вновь
ходит какая-то птица.
– Ты чего тут
делаешь? – возмутилась она. – А ну лети отсюда! Кыш!
Только
птица на эти слова не обратила ну никакого внимания. Зато их услышал дедушка.
– С кем это ты
разговариваешь? – спросил он у бабушки.
– Да вот гоню
птицу, а она не улетает.
– Ой, галчонок!
– обрадовался заглянувший в огород Вася. – А почему он нас не боится?
Дедушка
лукаво прищурился.
– Я думаю, это
ворона, маленькая и очень храбрая, – возразил он.
– А вот и нет! –
закричал внук. – Видишь жёлтые пятнышки у клюва? То-то же! Ты должен картинки
внимательно смотреть. В журнале. Тогда будешь знать всех-всех птичек в лицо.
Пока шёл
этот спор, бабушка сходила за хлебом.
– Цыпа-цыпа, –
позвала она птенца.
– Галчонок ведь
не курица, – укоризненно нахмурился Вася и предложил. – А давайте назовём его
Гошей!
С этого
дня в деревне появился новый житель – галчонок Гоша.
Каждое
утро Вася бежал его кормить. Он даже ловил для птенца мух и копал червяков.
Через несколько дней Гоша настолько освоился, что начал есть с Васиной ладони.
А ещё ему понравилось сидеть у мальчика на голове.
Едва
кто-нибудь выходил в огород, как Гоша спешил навстречу. А когда никого не было,
птенец взлетал на теплицу. Плёнка на её крыше прогнулась, и там образовалась
маленькая лужица. Из неё Гоша пил, в ней же купался.
Так прошли
две счастливые недели. И вдруг галчонок исчез. Вася его звал-звал, облазил все
заросли в округе …
– Я видел
большую стаю галок, – сказал дедушка. – Наверное, Гоша к ней присоединился.
Но Васю
эта новость огорчила ещё больше. Он долго смотрел в небо, а потом тихо
произнёс:
– Эх, Гоша,
Гоша…
«Васины истории или куда сбежал кролик»
Художник Ольга Высоцкая
2. В. Драгунский Денискины рассказы https://www.labirint.ru/books/622647/?p=30035
3. В. Гауф Карлик нос https://www.labirint.ru/books/659769/?p=30035
4. Е. Шварц Сказка о потерянном времени https://www.labirint.ru/books/472115/?p=30035
5. Л. Толстой Сказки, басни, рассказы https://www.labirint.ru/books/656400/?p=30035
6. А. Экзюпери Маленький принц https://www.labirint.ru/books/720019/?p=30035
7. Гофман Щелкунчик https://www.labirint.ru/books/657789/?p=30035