8 января
Святой Отец V века Прокл, архиепископ Константинопольский, в слове своём на Рождество, приводит вопрос, который ему задали: «ты мечтаешь видеть, чего не видел. Что ты говоришь, будто жена может родить Бога»? – и прекрасно отвечает: «Я отнюдь не говорю, что жена может родить Бога, а говорю, что мог Бог воплотившийся родится от жены, так как Ему всё возможно». – Непреоборимым защитником православного учения о Богоматери являлся, в V веке, Кирилл, патриарх Александрийский, по поводу ереси Нестория. Этот ересиарх «думал, что Матерь Господа по плоти Пресвятая Дева не родила в собственном смысле и истинно воплотившегося Бога – Слова и что не должно называть её Богородицей». В ответ на такое лжеучение святой Кирилл в бесчисленных местах своих сочинений, исповедует Пресвятую Деву истинной Богородицей. «Удивляюсь (пишет он в окружном послании к пастве своей), как можно спрашивать о том, должно ли называть Святую Деву Матерью Божьей? Ибо если Иисус Христос есть Бог, то как Пресвятая Дева, Его Матерь, не есть Матерь Божья»? В другом месте, рассуждая о воплощении Сына Божьего, святой Отец говорит: «братия, мы признаём, что от Святой Девы и Богородицы Марии родился один и тот же совершенный Бог и совершенный человек, одарённый разумной душой; почему и святую Деву именуем Богородицей: Бог Слово обитал в Ней существенно, не мнительно, но истинно». И в третьем месте: «Господь восприял собственное наше тело и сделался человеком от жены, не переставая быть Богом и Рождённым от Отца, но и по принятии плоти оставшись тем, чем был, этому учит повсюду слово правой веры; мы находим, что так думали святые Отцы: потому-то святую Деву дерзаем называть Богородицей». И в четвёртом месте: «кто не исповедует Еммануила истинным Богом и святую Деву, родившую плотски Божье Слово, сделавшееся плотью, Богородицей: да будет анафема!» Ефесский III Вселенский Собор осудил ересь Нестория и подтвердил почитание Богородицы; в деяниях Собора встречается множество указаний на древних Отцов – представителей православного учения, как о лице Господа, так и о лице Пречистой Матери Его, и каждый раз эти указания были одобрительно выслушиваемы присутствовавшими. Отцы Собора заповедали: – согласно с преданием, достодолжно почитать и проповедовать Господа нашего Иисуса Христа в одном и том же лице, а Пречистую и Приснодевстенную Матерь Его называть в собственном и истинном смысле Богородицей»68. Когда на Халкидонском IV Вселенском Соборе было прочитано послание святого Кирилла, то отцы воскликнули: «и мы, как Кирилл, веруем; так веровали, так веруем: анафема не так верующему»! V Вселенский Собор определил: «если кто коварно и не в собственном смысле называет святую, преславную Приснодеву Марию Богородицей, или же кто называет Её человекородицей или Христородицей, как будто Христос не был Бог, а не исповедует Её в собственном и истинном смысле Богородицей: таковый да будет анафема!» VI Вселенский Собор, между прочим, говорит: «двумя стам Богоносных Отец (III Вселенского Собора) изложенное учение, яко несокрушимую благочестия державу, согласием запечатлеваем, проповедуя единого Христа Сына Божьего воплотившегося и бессеменно родившую Его непорочную Приснодеву исповедуя собственно и истинно Богородицей» Отцы Никейского II (Вселенского VII) Собора с одобрением выслушали и своим согласием утвердили те места из посланий святого Тарасия, патриарха Константинопольского, и Феодора, патриарха Иерусалимского, где исповедуется Пресвятая Дева Богородица. Феодор, между прочим, говорит: «почитаем и поклоняемся иконе пречистой Матери Господа, святой Богородицы и Владычицы нашей, неизреченно родившей Его». Святой Отец VIII века Иоанн Дамаскин в составленном им изложении православной веры говорил: «мы исповедуем святую Деву Богородицей в собственном и истинном смысле; потому что как истинный Бог родившийся от Неё; так истинно Богородица родившая истинного и воплощённого Бога». Святой Феодот, епископ Анкирский, проповедовал: «если кто почитает себя христианином, и между тем не усвояет Божественной Деве достоинства и названия Богородицы в самом подлинном и собственном смысле, тот, противореча догматам, напрасно и ложно украшается святым именем»; или – как говорит святой Григорий Богослов – «кто не признаёт Марию Богородицей, тот отчуждён от Бога». Истина этого учения была поразительно укреплена свыше. Ересиарх Несторий был Вселенским Ефесским Собором лишён сана, осуждён, заточён в далёкую сторону, где ему живому богохульный язык изъели черви. О жестоком иконоборце императоре византийском Константине Копрониме церковные историки пишут, что он в жизни своей дерзал изрыгать хулы на Пресвятую Богородицу, а умирая, кричал: «ещё живой предан я огню неугасающему»! и призывал славить песнями и хвалами Богоматерь.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев